Лето самое лучшее время для изучения живой природы. Но вот как это сделать не навязчиво? Не превращая прогулки с ребенком в скучные лекции? Например, это можно сделать через ТРИЗ задачи, и когда я читаю, как у других мам, получается, пользоваться этим инструментом, восхищаюсь. Пробовала и сама, но поняла, что мой сын просто еще не дорос до подобной интеллектуальной активности, ему проще осваивать мир через игру, или проигрывание любимых сказок. И тут мне хотелось бы поделиться с вами опытом, как обычный мультик и собственная мамина наблюдательность, зарождают, как мне кажется, ростки любопытства к окружающей живой природе у сына.
Есть очень хороший мультик – «Паровозик из Ромашково». На мой взгляд, идея мультфильма, самая что ни на есть понятная малышам, и в сказке по нему дополняется словами: «Иногда не стоит торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее, — остановись».
Мой ребенок полюбил эту сказку, играет дома в паровозик, развозит на нем игрушечных животных под песенку из мультфильма. И вот они уж едут смотреть не только ландыши, закат и рассвет, а реку Волгу, и Африку.
Но самое интересное стало происходить на прогулке.
Недалеко от нашего дома есть парк, один из самых больших в городе. Красивый, уютный, с видом на реку Оку, наполненный голосами птиц. Их пение радует душу.
Вот в таком парке, у нас с сыном, на одной из прогулок, была удивительная встреча с ...птицей. Сейчас определила по картинкам, что это вроде как зяблик. Так вот.
Идем мы по дорожке, вдруг зяблики на обочине. А у меня привычка, всегда обращать внимание сына на птиц, зверей, цветы, всякие необычности как живой, так и не живой природы. Вот и тут мы остановились, рассмотреть птичек. Одна улетела на ветку дерева, а другая осталась на дорожке. И так внимательно на нас смотрит. Я ее похвалила, сказала, что она очень красивая птичка. И дальше случилось чудо!
Наш зяблик стал вслушиваться в то, что я говорю, и придвинулся поближе. Воодушевилась, и стала достаточно громко, но спокойно нахваливать птичку. «Какая ты красивая! Грудка яркая, глазки бусинками. А перышки, какие пестрые!» Птица совсем осмелела и дистанция между нами уменьшилась значительно. Так, что мне пришлось присесть на корточки и нежно обнять сына, дабы он невзначай, на эмоциях не замахал руками. Продолжая нахваливать зяблика, я спросила его: «Ты такая красивая птичка, может быть, ты нам споешь?» И не поверите, он запел! Не трелью, но выдал несколько коротких воркований, как будто маленький разговор. Мы были удивлены, у сына загорелись глаза: «Мама, он нам спел!» Я в не меньшем эмоциональном состоянии, была потрясена. Действительно: «Доброе слово и собаке приятно». Если бы не приближающиеся прохожие, мы бы и дальше продолжили разговор с зябликом.
Потом мы нашли березу вот с таким непонятным наростом, который только с одной стороны не полностью охватил ствол. Самое интересное, что на вопрос сына: «Что это такое», ответить не смогла. Лишь предположила вслух, что это какая-то болезнь дерева.
Потом мы решили сфотографировать одуванчики. И на одном как раз сидела какая-то мушка. Кстати, сын часто просит меня запечатлеть цветы, траву, деревья.
Но, наверное, самое интересное, что он сам замечает необычное. Иду по липовой аллее, предоставив сыну, как обычно носится в радиусе видимости. Он, то обгоняет, то отстает, и снова бежит. А тут вдруг отстал «безнадежно», смотрю на него – а он замер. Мне не видно, что он разглядывает, и я его окликаю. А в ответ слышу что-то не разборчивое. Так и перекликаемся на расстоянии, пока до меня не доходит смысл его слов: «Мам, змейка!». Подхожу и вижу зеленую ящерку, как из сказок Бажова.
Пока доставала фотоаппарат из сумки спугнула ящерицу, и она побежала. Мы за ней. Поймала ее в кадр, когда она высовывала головку из прошлогодней листвы. А второй раз удалось сфотографировать, когда ящерица выбралась из листьев, на секунду замерла и, побежала.
Фотоохотники из нас шумные получились, хотя мы пытались замирать, и двигаться осторожно. И, тем не менее, это был интересный опыт, как сын заметил ящерицу, как мы за ней охотились, и что у нас получилось. Зимой можно будет составить небольшой альбом из фотографий по летним прогулкам, будет что вспомнить.
Посыл моей статьи очень простой и вывод тоже. Необязательно обладать энциклопедическими знаниями, и стремиться развивать его по книжным рекомендациям. Иногда стоит включиться в процесс прогулки, наблюдать самим и обращать внимание малыша на то, что вас окружает. Гуляйте с удовольствием, и любознательность ребенка постепенно будет развиваться вам на радость.
P.s. Как разнообразить ваши прогулки с крохой читайте здесь.
Татьяна Страхова, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
1 ответ
Оставить комментарий