«- Ну и как же эти ваши буквы выучивать? – спросил Миша
- Дайте, дайте я ему объясню, как вы мне объясняли, — заторопился мышонок. – Ты внимательно смотри по сторонам и думай, на что каждая буква похожа и как она звучит. Вот, например, мы с тобой сейчас про маму и малину разговаривали, и там чаще всего слышно букву «М»
- Ну и на кого она похожа?
Бабах! Загрохотал в небе гром.
— Глядите, глядите! – закричал дядя Егор. – Молния! Ну, вылитая «М»!»
«Букваренкина школа» Георгий Юдин
Эта замечательная книга, вот уже год, как любима моим сыном. Когда начинала ее читать, даже не ставила цели изучать по ней буквы, мне казалось, в 2,5 года это слишком рано. Но, не смотря на величину этого веселого букваря, сын неизменно приносил ее с полки для чтения перед сном. И пока он засыпал, мне порой приходилось прочитывать половину книги.
Через полгода мы созрели до ролевой игры, в которой принимали участие игрушки (мишка играл роль медвежонка Миши, а мышонок – мышонка Мыши), сын был дядей Егором, ну и я на подхвате. И тут сын меня поразил. Он стал складывать буквы «М» и «А» из деревянных брусочков (конструктор, из которого собирают домик) прям на полу. В меня прямо таки вошла и в печаталась фраза «ты внимательно смотри по сторонам» из приведенного отрывка текста.
Как часто мы проявляем наблюдательность и внимательность? И как часто оцениваем и замечаем это у наших детей. Читая книгу, которая, кстати, сказать, мне тоже понравилась сыну полгода, и думала, что это всего лишь чтение. А сын учился. Учился видеть, и если не то, на что похожи буквы, то хотя бы находить материалы, из которых можно бы было сложить буквы. И до того меня это поразило, что с радостью включилась в процесс, и стала складывать сыну простые слова «мама», «ау», «му» и другие.
Азбуки
Сейчас нет недостатка в пособиях, помогающих освоить азбуку. Существуют книги, карточки и рабочие тетради на любой вкус. Так и у нас помимо книги «Букваренкина школа» появилось кое-что еще. Старая добрая магнитная азбука и книга-игра «Веселые буквы и слова» состоящая из карточек со стихами и прорезями для букв (последние прилагались в комплекте).
На данный момент, сын активно, почти каждый день открывает книгу-игру и вставляет в прорези буквы, пробует с нашей помощью освоить процесс чтения. Стали мы с ним собирать слова и на магнитной доске, без подсказок из карточек, а в произвольном порядке. Радует, что уже половину букв сын выучил. Пробует он составлять и слоги. Причем устно. Подойдет и говорит: « — «Ма» и «ма» — мама! «Ла» и «па» — лапа!».
А еще у нас в ходу трафарет с цифрами и буквами алфавита. В основном, рисую по нему я, но и сын старается выводить буквы. Есть еще буквы карточки из набора компании «Умница», доставшиеся нам по наследству от родственников.
Письма с буквами
Можно бы было сказать, что на этом наш запас пособий по обучению чтению исчерпан, и нет желания пополнять его покупными экземплярами, так как и от того что у нас есть вижу хороший эффект. Но есть еще одна книга – это сказки Людмилы Поцепун о городе Буквограде.
Признаюсь честно, мне самой нравятся сказки и истории современной сказочницы Людмилы. А истории про буквы, очень милые и трогательные. Кроме того, они меня вдохновили. Во – первых, я загорелась написать свои истории про буквы (а если рассказы привязывать к определенным темам, то делать это можно до бесконечности). Во – вторых, у меня возникли творческие идеи всего лишь по тексту рассказов. Признаюсь честно, кроме самих историй никаких творческих материалов не открывала – они мне не понадобились.
Моя идея уже содержалась в слове Буквоград. Захотелось воочию увидеть город букв. Ну а какой же город, без домиков? Тем более, в каждой истории следовало описания жилища букв. Все это как-то соединилось в моей голове в идею, и стали мы с сыном не просто рассказики читать и узнавать, как буквы живут в замечательном городе Буквограде, а строить им домики.
Задания, или чертежи домиков с рассказом о новой букве сын получает в конверте.
Письма ему приходят из Буквограда, но он считает, что отправляет их дядя Егор. Я его не разочаровываю.
Мы читаем попеременно обе книги, составляем слова на магнитной доске, строим домики для букв и играем. Вот буква «А» вырастила цветы Астры, а в гнездо на крыше прилетели Аисты. А домик так понравился, что букве «А» пришлось приглашать гостей. Многие зверюшки хотели посмотреть, как она живет (вот, кстати, и упражнение на понятие величины и размера – сын опытным путем убедился, какие из наших игрушек могут войти в домик, а какие нет). Но самое главное, что малыш стал замечать, на какие буквы начинаются слова.
Вот так с творческими поделками и играми мы начали свой путь освоения навыка чтения. Пожелайте нам удачи!
Татьяна Страхова, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Нет комментариев
Оставить комментарий