Мы привыкли слышать о важности ролевых игр в контексте развивающего комплекса для детей. Они помогают усваивать социально- бытовые навыки, учат взаимодействию (если игра совместная). Им придают огромное значение психологи и детские педагоги. Не мене важен, а иногда и тесно переплетается с ролевой игрой – театр.
О том, что в театре идет развитие эмоционального интеллекта, и проживание переживаний, говорят реже. Чаще мы слышим о важности приобщении к искусству и духовном наследии человечества, нежели об игре. А о терапевтичности театра вообще узнала впервые из книги психолога Татьяны Шишовой. Была у нее такая методика: когда к ней на консультацию приходили родители с «трудными» детьми и серьезными проблемами, прежде всего она предлагала ребенку выбрать кукол и показать спектакль. И, практически всегда безошибочно психолог не только выявлял саму проблему, но и выстраивал потрясающе точную цепочку наводящих вопросов для родителя.
Что касается меня, то ролевые игры я полюбила уже заодно то, что их мой ребенок устраивал сам. Он обыгрывал все, от услышанной сказки из детской книжки, до совместного похода в магазин. Игра имела интерпретации: после дословного варианта, следовали «режиссерские» пробы малыша. Но любовь к ролевым играм имела не только чисто практическую цель. Мои наблюдения подтверждали, что эмоциональному ребенку, каким был мой сын, такое проигрывание просто необходимо. И у нас имеется очень яркий случай, подтверждающий мое наблюдение.
У меня было строгое правило – до 3 лет запрет на мультики. Собственно говоря, запрет воспринимался совершено спокойно, так как сын любил книги и игры, а я в свою очередь не сидела при сыне целыми днями в интернете. Ноут-бук у нас был на видном месте, но закрытым. А после 3 лет мы стали знакомится с мультиками. Но как оказалось, мамин прекрасный вкус и тщательная разборчивость в том, что показать сыну, не всегда справлялись. Иногда было сложно угадать, каким образом мой сын отреагирует на те, или иные события эмоционально.
Так, например, старый мультфильм «Кошкин дом» мы смотрим, прокручивая момент пожара и боя петушков. Хотя в стихах, сын на память читает все, и в игре мы пожар активно тушим, а вот смотреть он эти моменты отказывается. Но больше всего меня поразил мультфильм по сказке Сутеева «Мешок яблок».
Если вы помните, там каких-то серьезных катастроф не происходит, но момент, когда раздавший все яблоки заяц под дождем уходит снова в лес за яблоками, очень жалостливый. Сына он буквально растрогал до слез, так что он даже не захотел досматривать мультфильм. Со слезами запросился на ручки, а потом к игрушкам. Взял игрушечного зайчонка, и, продолжая всхлипывать, стал собирать в кучу реквизит.
Так я оказалась втянутой в игру – импровизацию про зайца, но с другим сценарием. Наш волк самостоятельно набрал себе яблок, ни кого не потревожив, ворону, как и всех остальных лесных зверей, Заяц, как и в мультфильме, угостил яблоками. Но вот плохой погоды у нас не было. Было солнечно и радостно, и все звери, раз за разом, возвращались к яблоне за плодами, дорогу к которой показал Заяц.
Казалось, мелочь, на которую можно было бы не обращать внимания, но меня во всем этом поразило постепенная смена настроения. Вначале бурное эмоциональное переживание, в котором явно проглядывала смесь страха за судьбу зайца, жалость к нему, личные страхи перед грозой, сильные слезы по этому поводу. Но, не смотря на это состояние, сын настойчиво искал приемлемый для себя выход. Этим выходом стало, по сути, театральное действие, сценарий в котором малыш изменил по своему усмотрению. И в процессе всего этого ребенок успокоился, закончив игру на радостной ноте. Все это происходило на моих глазах и при моем участие, и, тем не менее, поразило меня. Увидев терапевтичность театра, отношусь к нему теперь совершено иначе.
Татьяна Страхова, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Нет комментариев
Оставить комментарий