Здравствуйте, друзья! Мы продолжаем цикл статей о развитии речи детей. И сегодня мы поговорим о том, как можно не только интересно гулять летом, но и улучшать звукопроизношение на прогулке. А чтобы летние прогулки стали еще и интересными и познавательными, приглашаем вас на летние прогулки вместе с нами. Прямо сейчас получите пять прогулок бесплатно!
Развитие воздушной струи
Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Произнесение большинства звуков требует направленной, длительной воздушной струи.
В системе логопедической работы по развитию воздушной струи можно выделить основные направления:
1.Дутье при сомкнутых губах.
2.Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.
3.Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.
4.Дутье на язык.
Важно придерживаться следующих методических рекомендаций:
- Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
- Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.
- Следить за точностью направления воздушной струи.
- Кратковременность упражнений (от 30 секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
- Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.
- Нельзя надувать щеки.
- Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.
Какие игровые приемы вы можете использовать на летней прогулке:
- «Подуй на одуванчик»
- «Подуй на вертушку»
- Выдувание мыльных пузырей
- Запуск корабликов (дутье на кораблики с разной силой – слабый ветер, шторм и т.д.)
- Игра на дудочках, свистульках, в том числе дутье в свистульку, с деланную из стручка желтой акации.
- Сдуть тополины пух с ладошки.
Развитие фонематических процессов
Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.
Итак, какие игры можно провести на прогулке для развития фонематического слуха.
1. Различение неречевых звуков
— прислушиваться к звукам природы;
— создать свою фонотеку летних звуков с помощью диктофона;
— игра «Что звучит?». Ребенок отворачивает, взрослый с помощью подручных предметов (палочек, камушков и др.) издает звуки (например, стучит камушком о железную трубу). Ребенок должен угадать, как получился такой звук.
— игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка;
— игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
2. Различение звуков, отличающихся по тембру, силе, высоте голоса.
— игра «Кто позвал?». Отвернувшегося ребенка зовет один из играющих. Ребенок должен угадать, кто его позвал.
3. Различение сходных по звучанию слов
— Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку предмет и называет его, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4. Различение слогов
— Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
— игра «Попугайчики». Превратите ребенка в попугайчика. Пусть он как попугай повторяет за вами слоги: ПА-ПА-ПА, ПА-БА-ПА, ПЯ-ПЯ-ПА, ПА-ПО-ПУ, ПА-ТА-КА, ПТА-ПТО-ПТУ, а также слоги с другими гласными и согласными звуками.
5. Различение звуков
— игра «У кого какая песня?». Объясните ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграйте в звуки: Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр… Потом взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто поет эту песню.
Можно использовать такое стихотворение:
Летит муха вокруг уха: жжж
Летят омы вокруг носа: ссс
Летит комар вокруг головы: ззз
Сел на лоб.
Мы его-хлоп!-и к уху.
Он там: шшш...
Отпустили.
— игра «Поймай звук». Предложите ребенку поймать (хлопнуть) звук, например, А. А потом произносите ряд звуков: А, О, И, А, У, О, А, У, А, А, О, У, И, Ы, У, А и др.
Речевой материал для отработки поставленных или уточненных звуков речи
Ура, ребенок научился говорить долгожданный звук. Ну вот не получалось у него, а тут вдруг раз и стал говорить так чисто. Иногда, получается говорить и в словах, а вот в свободной речи еще не получается. Значит, нужно его подтолкнуть к этому.
Сначала просите называть предметы, которые он видит, с нужным звуком. Когда ваш ребенок отдельные слова проговаривает достаточно хорошо, то нужно включать эти слова в предложения. А потом только в связную речь.
Очень часто бывает, что ребенку, посещающему логопедическую группу, необходимо закреплять поставленные звуки, а он летом расслабляется, забывает о новых умениях, звуки не закрепляются в речи, и в результате к новому учебному году начинается вновь заниматься постановкой звуков.
Я предлагаю речевой материал в виде стихотворений, который можно использовать на прогулках. Напишите себе на листочках понравившиеся стихотворения, положите в карман, а когда будет подходящая ситуация во время вашей прогулке, прочитайте ребенку. После двух-трех раз, ваш малыш сам будет рассказывать этот стих, а ваша задача, в нужный момент поправлять ребенка, чтобы он правильно произнес нужный звук.
Свистящие звуки:
Березка
Тонкая березка
Ростом невысокая.
Словно у подростка,
Косы у березки.
Дерево на славу
Быстро подросло.
Как оно кудряво,
Как оно бело.
На сосне – сова,
Под сосной лиса.
Са-са-са-вот летит оса.
Сы-сы-сы-не боимся мы осы.
Су-су-су- вы видели осу?
Где ягода растет? (для пересказа)
Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюква, может ходить и весной по ней и не видеть ее. Черника тоже растет – ее не видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место краснеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода, кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.
Дождь
Дождь в лесу как сетка
Серая висит,
А на каждой ветке
Песенка сидит.
Но сегодня песенки
Приумолкли,
Потому что песенки
Под дождем промокли.
Е. Стюарт
ЗИМА И ЛЕТО (для пересказа)
Зина больше всего любит зиму, а Сима – лето.
— Летом лучше всего, — сказала Сима, — солнце, загорай себе на песке.
— Зимой лучше, — сказала Зина, — катайся себе на санках, лыжах и коньках.
— Зимой нельзя купаться и загорать, — сказала Сима.
— А летом жара, ни мороза, ни снега. Скука, — сказала Зина.
Вот так и спорили. Зина любит лыжи, коньки и санки. Сима – загорать и плавать. Потому Зина любит зиму, а Сима – лето.
ОСА
Укусила пса в самый нос оса.
Хотелось псу съесть осу.
А оса спаслась – унеслась.
Загремела гроза,
Забралась стрекоза
На развесистый дубок,
Под зелененький листок.
Зеленая береза стоит в лесу
Зоя под березой поймала стрекозу.
Есть у Зои резвый змей.
Змей не ползает за ней.
Он взлетает ввысь отважно
Змей воздушный,
Змей бумажный.
Стрекоза
На березе стрекоза –
Изумрудные глаза.
Тельце – словно бирюза,
Крылья – светлая слеза.
«Стрекоза, а стрекоза!
Ты с березы-то слезай.
А не то придет гроза,
Забодает, как коза».
Грозные грозы
Всем цветам грозятся грозы:
«Вас погубим мы с морозом»
И трясутся в страхе розы ,
Хризантемы и мимозы.
Подвязала Лиза розы.
Засадила две занозы.
Шипящие звуки:
В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.
Южный пляж
Я лежу на южном пляже,
Лень желать чего-то даже.
Жутко жить на жарком ложе –
Ведь обжечь же кожу может.
Жук – жучок
Желтый бочок,
На лужайке не лежи,
Полетай и пожужжи.
Ручеек бежал, журчал.
Жук над ним кружил, жужжал.
Слышал жук ручья журчанье,
А ручей – жука жужжанье.
Жужужу, жужужу,
На лужайке я жужжу!
На лужайке я жужжу!
Над ромашками кружу!
Безобидно я жужжал,
Что ж ты, Женя, убежал?
Там, где спеет ежевика,
Жили ежик и ежиха.
Повстречала саранча
Очень черного грача.
Саранча от грача
Задала стрекача.
У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю, почему:
Челка пчелке ни к чему.
Над рекою тучи гуще
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
Не кричите в чаще,
А кричите в роще,
Потому что вам кричать
В роще будет проще.
Солнце улыбается
В тысячу лучей,
Солнцем освещается
Тысяча вещей:
Луг, река,
Над речкой мост,
А по мосту едет воз,
На возу мешки с пшеницей,
На мешках сидит возница,
Высоко сидит возница,
С высоты видна станица.
Е.Гуцало
Звуки Л, Ль
Клумба около клуба,
Сделала клумбу Люба.
Ла-ла-ла-ла – вот летит пчела
Лы-лы-лы-лы – не боюсь пчелы.
Ло-ло-ло-ло – вместе с той пчелой
Лу-лу-лу-лу – побегу на луг.
Я ловил на лавочке
Мотыльков и бабочек.
Все ловил, ловил, ловил…
Пожалел и отпустил.
Тополиный пух
Слеате с тополя метель
Белеют клен, ольха и ель.
На липких листьях наших лип
Пушок от тополя налип.
На лужайке под луной
Колокольчик голубой
Летней ночью сладко спал,
Головой во сне качал.
Сделали чучело мы из соломы.
Вымокло чучело около дома.
Шлепали капли по желтой соломе.
Сохло на вешалке чучело в доме.
Мне неполных восемь лет.
Я чиню велосипед.
Вот колеса, вот педали.
Смазал маслом я детали.
Делим булку пополам:
Половину – голубям,
Половину – уткам,
Крошечки – голубкам.
Предложите ребенку найти предметы со звуков Л (Ль). Например, малина, калина, василек, земляника. Предложите составить предложения с этими словами.
Назовите несколько слов со звуком Л (Ль), которые видит сейчас ребенок и попросите придумать об этих предметах рассказ. Например, такие слова: качели, калитка, мальчик, улей.
Звуки Р, Рь
Тучи
Тучи ходят хмурые,
С краю серо-бурые,
Ветер дует, гром грохочет,
Значит, скоро дождь промочит.
Грибник
Бродит старый дед – грибник.
В роще он бродить привык,
Собирая все горькушки,
Сыроежки и серушки.
Загремела гроза,
Забралась стрекоза
На развесистый дубок,
Под зелененький листок.
У Варвары в сарафане
Карандаш простой в кармане.
Нарисуй, Варвара, речку
И кудрявую овечку.
По дорожке, по тропинке
Две подружки, две Маринки
Прошагали, проскакали
И вприпрыжку пробежали.
«Какой компот?»
Называете название плодов растений, а ребенок – название компота (варенья, сока) из этих плодов:
Абрикос – абрикосовый
Крыжовник – крыжовенный
Смородина – смородиновый
Виноград – виноградный
Персик – персиковый
Груша – грушевый
Черника – черничное
Рябина – рябиновое
Гранат – гранатовый
Огурец – огуречный
Морковь – морковный
Мандарин – мандариновый
Грейпфрут – грейпфрутовый
Барбарис – барбарисовый
Брусника – брусничный
Для дифференциации звуков Р, Рь, Л, Ль
Ветер
Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик прошел до утра.
Ветер промок, рассердился, задул,
Тучи прогнал и спокойно заснул.
Воробей
Он не вор и не злодей –
Серогрудый воробей.
Просто думает быстрей
Тугодумов-голубей.
Старик – грибник
Раз бродил грибник с корзинкой ,
Заблудился в трех осинках.
И тропинку потерял,
И внучка на помощь звал.
Рита и дождь
Барабанил мелкий дождь –
Пробирала Риту дрожь.
Рита долго не дрожала:
Быстро-быстро побежала.
И прогнала Рита дрожь,
И не страшен больше дождь.
Букашки в ромашках
На крыше – ромашки.
В ромашках – букашки.
Зачем же букашки
Залезли в ромашки?
Ведь если положим
Ромашки в кармашки,
То эти букашки
Залезут в рубашки.
Муравейник
В муравейнике под ивой
Муравьи живут красиво.
Дом их – сказочный дворец,
Каждый житель в нем боец.
С детсва учатся стрелять,
Охранять царицу-мать.
А царица не прядет –
Яйца белые кладет.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.
Радуга
Радуга яркая, радуга летняя,
Добрая память дождя.
Руки раскинула врозь семицветные,
До горизонта дойдя.
Про трех червей
Два румяных червяка
Поцарапали бока,
Вылезая спозаранку
Из пустой консервной банки.
Третий друг в траве лежал –
Двух румяных поджидал.
И отправились втроем
Через рощу в водоем.
Там в пруду бока отмыли –
Прямо к рыбам угодили.
Развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на качество звукопроизношения, дикции. Вот несколько упражнений, игр, которые можно использовать на летней прогулке для развития мелкой моторики
— Театр.
Можно сделать театральные куколки из подручного материала прямо на улице, а потом разыгрывать представления для соседей и друзей.
Можно увлечься пальцевым театром или театром теней. С помощью пальцев создается образ героя или же герой получается на стене, асфальте в виде тени. С детьми от 3-4 лет можно придумывать или разыгрывать уже известные сказки, истории…
— Игры с природным материалом.
Манипуляции с природным материалом очень притягательны всем детям, да еще и мелкую моторику развивает.
Для маленьких детей будет достаточно просто собрать природный материал (шишки, листья, камушки). Детей постарше можно научить венки.
Предложите малышу, собирая природный материал, одновременно его сортируя. Например, «В это ведерко собери еловые шишки, а в это – сосновые». Можно отсортировать камушки и шишки, легкие и тяжелые камушки, гладкие и шероховатые, серые и белые…
Еще можно учить перекладывать природный материал предметом-орудием, например, песок, камушки, шишки можно перекладывать совком или игрушечным экскаватором.
Предложите ребенку выкладывать дорожки, геометрические фигуры, изображение предметов из природного материала. Можно назвать предмет, фигуру, а можно нарисовать контурное изображение мелом на асфальте или палочкой на земле. Как усложнение вы можете предложить выкладывать с чередованием природных материалов. Например, выложить извилистую дорожку из чередующихся каштанов и камешков, или выложить квадрат из чередующихся листьев: один длинный, два коротких, один длинный, два коротких.
— Ленд-арт — создание композиций и скульптур в природной среде и из природных же материалов – тех, что всегда можно найти под рукой.
Ленд-арт это по сути те же игры с природным материалом, но все же я их выделила отдельно, потому что здесь в первую очередь выступает развитие творческих способностей вашего малыша, ведь он полностью или частично, т.е. с вашей помощью, создает свой неповторимый образ.
Я предложила всего лишь некоторые идеи, которые помогут улучшить звукопроизношение ваших детей, надеюсь, они будут полезными и помогут вам провести лето интересно и занимательно.
Хотите получать статьи по развитию речи ребенка к себе на почту? Подпишитесь на рассылку, в подарок вы получите книгу Елены Барышевой «Секреты развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Елена Барышева, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Нет комментариев
Оставить комментарий