Здравствуйте, друзья! Я очень рада, что после небольшого перерыва мы вновь начинаем публикацию статей логопеда Елены Барышевой. Все статьи Елены Вы можете прочитать здесь. А сегодня мы начинаем цикл статей, в которых Елена расскажет, как можно развивать ребенка, выполняя такое каждодневное занятие, как купание малыша. И первая статья цикла будет посвящена развитию речи во время купания. Все статьи цикла вы найдете здесь.
Купаем и речь развиваем
У работающей мамы время на занятия с ребенком очень трудно выкроить. Поэтому приходится каждую свободную минуточку, уделять своему чаду. Или совмещать свою каждодневную деятельность с развитием ребенка. Вот один из примеров: во время купания ребенка можно играть в игры для развития речи, координацию, творческие способности и многое другое.
Вот словарь по теме, который вы можете активизировать или пополнять у своего ребенка:
Существительные: мыло, мочалка, кран, вода, полотенце, шампунь, пена, по частям тела
Прилагательные: чистый, грязный, сухой, мокрый, бесцветный, прозрачный, холодный, горячий, теплый, пустой, полный, мутный, окрашенный,
Глаголы: мыть, стирать, нырять, плавать, лить, намылить, тереть, течь.
Игры для развития речи
А вот игры, в которые вы можете поиграть со своим чадом.
Развитие слухового восприятия:
Очень полезно обращать внимание маленьких детей на различные звуки. В ванной это может быть журчание воды, звук во время шлепания ладошками по воде, звуки издаваемые каплями воды и т.п.
С детками постарше можно сыграть в игру «Что звучит?». Для этого дайте послушать несколько звуков ребенку так, чтобы он видел, как этот звук получается: например, звук во время переливания воды из одного сосуда в другой, звук капающей воды в ванну, звук капающей воды на предмет и т.д. Для проведения игры в первый раз достаточно 2-3 резко отличающихся друг от друга звука. Затем попросите ребенка отвернуться и только по слуху определить что звучит.
Развитие фонематических процессов (примеры заданий):
— Назови предметы, в названиях которых есть звук А (М, Н, У и др).
— Назови предметы, в названиях которых звук А в начале (середине, конце) слова.
— Назови предметы, которые состоят из двух (одного, трех и т.д.) слогов.
— Назови первый звук в слове МЫЛО.
— Назови гласный звук в слове КРАН.
— Назови гласные звуки в слове ГУБКА.
— Назови звуки по порядку в слове МЫТЬ.
— Назови третий звук в слове ПОЛОТЕНЦЕ.
— В слове ПЛАВАТЬ назови звук между звуками А.
— Сколько слогов в слове ВОДА (можно отхлопывать количество слогов, шлепая ладонями по воде).
Развитие артикуляционной моторики
Почти в каждой ванной есть зеркало, так воспользуйтесь этим. Например, пока вы стираете, пусть ребенок покривляется перед зеркалом — высовывает и прячет язык, щелкает им, произносит звуки, облизывает губы, улыбается, открывая и закрывая рот и т. п. Пусть эти упражнения не будут носить целенаправленных движений, не будут выполнены методически верно, все равно польза будет.
Игры на развитие словаря:
«Скажи наоборот»
Игра направлена на умение подбирать антонимы:
Был грязным, стал … (чистым)
Не мокрый, а … (сухой) и т.п.
«Поймай игрушку»
Предложите поймать игрушку, не называя ее, а только описывая словами: «Поймай круглую, резиновую, красную игрушку» или «Он маленький, зеленый, резиновый, с большими глазами, умеет квакать (лягушонок)». Попросите, чтобы малыш и для вас загадывал такие загадки.
«Да – нет»
Предложите ребенку отгадать, про какой предмет вы сейчас подумали, задавая наводящие вопросы, на которые вы сможете ответить только да или нет. Поясните, что этот предмет здесь, находится в ванной комнате. Учите малыша не перебирать все увиденные им предметы, а мыслить логически: «Это предмет живой? Это твердый предмет? Он мокрый? Он квадратной формы? и т.п.»
«Части тела»
Начиная с годика с детьми во время купания можно изучать части тела. Для этого Вам понадобится пупс или кукла, которую можно купать. Мойте куклу и ребенка и комментируя свои действия: «Вот мы намыливаем ручки кукле, а теперь намылим ручки Машеньки (имя малыша)». Не забывайте про такие части тела, как лопатки, коленки, пяточки. Так вы обучите кроху частям тела и сможете тщательнее его обмыть. Когда кукла будет вымыта полностью, можно закрепить пройденный материал: «Где у куклы носик? А где носик у Машеньки?»
В следующий раз попросите малыша помыть куклу, называя части тела.
Очень полезно поливать разные части тела малыша душем или лейкой, при этом их называя: «Польем на НОЖКУ! Польем на РУЧКУ!..»
«Скажи, какое?»
Полотенце мягкое, пушистое; мыло скользкое, гладкое; расческа колючая; мочалка жесткая; салфетки мягкие, влажные; ножницы острые; пилочка шершавая; шампунь пахучий, …
Благодаря этому упражнению не только пополняется и активизируется словарный запас (прилагательных), но и отрабатывается согласование прилагательного с существительным.
Игры на развитие грамматического строя речи
Купая малыша и играя с ним в воде, очень удобно отработать в его речи приставочные глаголы:
Мыть: смыть, вымыть, помыть, умыть, отмыть, перемыть
Стирать: отстирать, выстирать, постирать, застирать
Лить: вылить, отлить, слить, перелить, залить, налить,
Плыть: уплыть, заплыть, переплыть, отплыть
Тереть: стереть, вытереть, вытирать, затереть, оттереть
А также предложно-падежные конструкции, с различными предлогами: В, НА, ИЗ, ПОД, У, ОКОЛО, МЕЖДУ.
Игра «Один – много»
Цель игры научить или закрепить умение употреблять существительные в единственном и множественном числе именительного падежа
Можно просто задать вопрос: «Назови предметы, которых в комнате много? (по одному)», а можно называть ребенку предмет в единственном числе, а он говорит во множественном. Например,
Уточка – уточки
Кран – краны
Шампунь — шампуни
Мыло – мыло
Ухо – уши
Глаз – глаза
Полотенце – полотенца
Мочалка – мочалки
Губка – губки
и т.д.
Игра «Чего не стало?»
Цель данного упражнения научить или закрепить употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже, а также развитие внимания.
Проводить игру можно по-разному в зависимости от возраста. Для детей поменьше положите несколько игрушек (предметов) в ряд. Попросите закрыть глаза. В это время уберите одну игрушку. Когда малыш откроет глаза, спросите его «Чего не стало?». Постепенно количество игрушек увеличивается, можно также увеличить количество убираемых игрушек. Для употребления множественной формы уберите две одинаковые игрушки (не стало лягушек, не стало губок и т.д.). Для детей постарше можно предложить осмотреть все предметы в ванной комнате, затем, если ребенок умеет, попросите его нырнуть в воду. За это время уберите один предмет. Когда ваше чадо вынырнет – спросите: «Чего не стало?».
Проводите хотя бы одну игру каждый раз, когда вы купаете малыша, и результат не заставит себя долго ждать. В следующей статье мы поговорим о развитии координации движений во время купания. Чтобы не пропустить выход статьи подпишитесь на рассылку, в подарок вы получите книгу Елены Барышевой «Секреты развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Елена Барышева, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
10 ответов
Оставить комментарий