Здравствуйте, друзья! Развитие речи у детей и ошибки родителей – тема сегодняшней статьи. Думаю, этот вопрос волнует многих родителей, чьи дети все понимают, но не говорят; говорят на своем языке, что ничего не понятно; а также родителей совсем еще крох, которые задумываются о развитии речи у своих детей. Статья подготовлена логопедом-дефектологом Еленой Барышевой. Все статьи Елены можно прочитать здесь, а начать знакомство с ними стоит вот с этой статьи.
Очень часто гуляя с сыном, я замечаю ошибки родителей, которые снижают речевую активность ребенка или негативно сказываются на качестве речи ребенка.
Вот несколько примеров.
Годовалый ребенок стучит лопаткой о скамейку, мама сопровождает его действия: «Молодец, так, давай, давай. Да, вот так».
Безусловно, необходимо оречевлять все действия ребенка, но информативность вышеприведенного примера для ребенка низка. Более правильно сказать: «Какой молодец, стучишь лопаткой о скамейку: тук-тук-тук». Когда ребенок услышит эти слова (лопатка, скамейка, стучать) несколько раз в других ситуациях, то уже сможет выделить признаки в окружающем и соотнести понятия со словами и эти понятия займут свою нишу в сознании ребенка.
От многих мам (иногда и педагогов) слышу: «Мой ребенок будет говорить, я такая болтушка, я так много говорю, что и он заговорит».
Говорить много – это не значит говорить качественно. Да и необходимо помнить о восприятии маленького ребенка: ему очень тяжело вычленить слова из быстрого и длинного речевого потока и понять, что они обозначают. Поэтому говорить нужно в умеренно темпе, стараясь четко произносить все звуки (как бы нараспев). Не употреблять лишних слов. Еще одно правило: объясняя новое слово желательно употребить его в разных грамматических категориях, и (это для годовалых детей) обозначить его облегченным словом, например, «Смотри, летит самолет. У самолета есть крылья. В самолете летят пассажиры. Самолеты гудят УУУУ» или «Это жук. У жука есть лапки и усики. Жук жужжит ЖЖЖ». Причем обращать внимание нужно не только на предметы, но и на их действия, признаки, которые также необходимо употреблять в разных грамматических категориях.
Мама 2-2,5 летнего мальчика: «Невропатолог говорит пройти обследование и лечение, он у меня не говорит, только отдельные слова типа мама, дай, киса и т.п. А я ей говорю, мне некогда. Да и он у меня третий, старшие-то нормальные, говорят. Что-то она придумывает. У меня все нормально».
Не игнорируйте советы специалистов, а если вы сомневаетесь в квалифицированности конкретного человека (специалиста), то обратитесь к нескольким.
Есть две крайности, с которыми я встречалась: родители не замечают отставания в речи, и второе, родители, наоборот, хотят все и сразу от своего ребенка, требуют говорить сразу полными предложениями, длинными словами, со сложными стечениями согласных. Вторая крайность очень опасна. Речевой аппарат в возрасте не готов к сложным переключениям с одной артикуляционной позы на другую, а вы от него это требуете. Это может спровоцировать заикание.
Развитие речи у детей. Нормы развития речи
Для начала надо определиться с теми нормами развития речи, от которых необходимо отталкиваться (исследования А.Н.Гвоздева).
Вы определили – речь ребенка не соответствует норме. Сам по себе он не заговорит. Нужно обязательно выяснить причину, по которой он не говорит.
Причины задержки речевого развития
Причины могут быть двух групп: социальные (с ребенком мало говорят, быстро говорят, не дают возможности говорить – т.е. у ребенка нет необходимости говорить, его и без речи понимают и др.) и биологические (нарушение, связанные с поражением коры головного мозга, нарушением мышечного тонуса артикуляционного аппарата, особенностями строения артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка или ринолалия – в простонародии «волчья пасть»), соматической ослабленностью из-за длительных болезней, нарушение слуха и т.п.).
Если причины социальные, то речь у ребенка появится, как только наладить правильное речевое общение с ребенком. При биологических причинах отсутствия или задержки речи требуется вмешательство специалистов (учителя-логопеда, невропотолога, отолоринголога, ортодонта, стоматологов-хирургов и др.) как минимум требуется консультация.
Если вы пренебрегаете, помощью специалистов, то речь будет все время отставать от нормы, и к 5-7 годам все компоненты речевой системы не будут сформированы в полной мере, это негативно скажется на письменной речи в школе.
Пожалуйста, делайте все вовремя!!!
Культура речи
Ну и конечно, о культуре речи.
Слыша от родителей слова ЛЯЖЬ, ЕХАЙ, ЕДЬ, ЗВОНИТ (с ударением на первый слог) и т.п., для ребенка употребление этих неправильных форм будет являться эталоном и очень сложно будет его переучить впоследствии. Все же мы русские люди, давайте соблюдать культуру нашей речи. А то даже как-то стыдно, сейчас чаще бывает такое – ребенок знает, как правильно говорить на иностранном языке, а на русском – совершает ошибки.
Но и исправлять речь ребенка надо уметь. Например, ребенок говорит «У моих туфлей красивые бантики». Взрослый, исправляя ошибку, ни в коем случае не должен произносить слово неправильно, более того, должен попросить ребенка употребить слово правильно. «Правильно говорить – туфель. У твоих туфель действительно очень красивые бантики. Скажи о том, что у твоих туфель красивые бантики кукле Кате (собачке, папе, подружке Оле и т.п.)». Таким образом, правильное употребление грамматической формы слова туфли (туфель) ребенок услышит три раза, и сам употребит.
В следующей статье мы поговорим о том, как формируется речь, разберем причины нарушения речи у детей и научимся играть в речевые игры.
Елена Барышева, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
14 ответов
Оставить комментарий