Развитие речи у детей. А вы допускаете эти ошибки?



Развитие речи у детейЗдравствуйте, друзья! Развитие речи у детей и ошибки родителей – тема сегодняшней статьи. Думаю, этот вопрос волнует многих родителей, чьи дети все понимают, но не говорят; говорят на своем языке, что ничего не понятно; а также родителей совсем еще крох, которые задумываются о развитии речи у своих детей. Статья подготовлена логопедом-дефектологом Еленой Барышевой. Все статьи Елены можно прочитать здесь, а начать знакомство с ними стоит вот с этой статьи.

Очень часто гуляя с сыном, я замечаю ошибки родителей, которые снижают речевую активность ребенка или негативно сказываются на качестве речи ребенка.

Вот несколько примеров.

Годовалый ребенок стучит лопаткой о скамейку, мама сопровождает его действия: «Молодец, так, давай, давай. Да, вот так».

Безусловно, необходимо оречевлять все действия ребенка, но информативность вышеприведенного примера для ребенка низка. Более правильно сказать: «Какой молодец, стучишь лопаткой о скамейку: тук-тук-тук». Когда ребенок услышит эти слова  (лопатка, скамейка, стучать) несколько раз в других ситуациях, то уже сможет выделить признаки в окружающем и соотнести понятия со словами и эти понятия займут свою нишу в сознании ребенка.

От многих мам (иногда и педагогов) слышу: «Мой ребенок будет говорить, я такая болтушка, я так много говорю, что и он заговорит».

Говорить много – это не значит говорить качественно. Да и необходимо помнить о восприятии маленького ребенка: ему очень тяжело вычленить слова из быстрого и длинного речевого потока и понять, что они обозначают. Поэтому говорить нужно в умеренно темпе, стараясь четко произносить все звуки (как бы нараспев). Не употреблять лишних слов. Еще одно правило: объясняя новое слово желательно употребить его в разных грамматических категориях, и  (это для годовалых детей) обозначить его облегченным словом, например, «Смотри, летит самолет. У самолета есть крылья. В самолете летят пассажиры. Самолеты гудят УУУУ» или «Это жук. У жука есть лапки и усики. Жук жужжит ЖЖЖ». Причем обращать внимание нужно не только на предметы, но и на их действия, признаки, которые также необходимо употреблять в разных грамматических категориях.

Мама 2-2,5 летнего мальчика: «Невропатолог говорит пройти обследование и лечение, он у меня не говорит, только отдельные слова типа мама, дай, киса и т.п. А я ей говорю, мне некогда. Да и он у меня третий, старшие-то нормальные, говорят. Что-то она придумывает. У меня все нормально».

Не игнорируйте советы специалистов, а если вы сомневаетесь в квалифицированности конкретного человека (специалиста), то обратитесь к нескольким.

Есть две крайности, с которыми я встречалась: родители не замечают отставания в речи, и второе, родители, наоборот, хотят все и сразу от своего ребенка, требуют говорить сразу полными предложениями, длинными словами, со сложными стечениями согласных. Вторая крайность очень опасна. Речевой аппарат в возрасте не готов к сложным переключениям с одной артикуляционной позы на другую, а вы от него это требуете. Это может спровоцировать заикание.

Развитие речи у детей. Нормы развития речи

Для начала надо определиться с теми нормами развития речи, от которых необходимо отталкиваться (исследования А.Н.Гвоздева).

ТАБЛИЦА А.Н.ГВОЗДЕВА

Вы определили – речь ребенка не соответствует норме. Сам по себе он не заговорит. Нужно обязательно выяснить причину, по которой он не говорит.

Причины задержки речевого развития

Причины могут быть двух групп: социальные (с ребенком мало говорят, быстро говорят, не дают возможности говорить – т.е. у ребенка нет необходимости говорить, его и без речи понимают и др.) и биологические (нарушение, связанные с поражением коры головного мозга, нарушением мышечного тонуса артикуляционного аппарата, особенностями строения артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка или ринолалия – в простонародии  «волчья пасть»), соматической ослабленностью из-за длительных болезней, нарушение слуха и т.п.).

Если причины социальные, то речь у ребенка появится, как только наладить правильное речевое общение с ребенком. При биологических причинах отсутствия или задержки речи требуется вмешательство специалистов (учителя-логопеда, невропотолога, отолоринголога, ортодонта, стоматологов-хирургов и др.) как минимум требуется консультация.

Если вы пренебрегаете, помощью специалистов, то речь будет все время отставать от нормы, и к 5-7 годам все компоненты речевой системы не будут сформированы в полной мере, это негативно скажется на письменной речи в школе.

Пожалуйста, делайте все вовремя!!!

Культура речи

Ну и конечно, о культуре речи.

Слыша от родителей слова ЛЯЖЬ, ЕХАЙ, ЕДЬ, ЗВОНИТ (с ударением на первый слог) и т.п., для ребенка употребление этих неправильных форм будет являться эталоном и очень сложно будет его переучить впоследствии. Все же мы русские люди, давайте соблюдать культуру нашей речи. А то даже как-то стыдно, сейчас чаще бывает такое – ребенок знает, как правильно говорить на иностранном языке, а на русском – совершает ошибки.

Но и исправлять речь ребенка надо уметь. Например, ребенок говорит «У моих туфлей красивые бантики». Взрослый, исправляя ошибку, ни в коем случае не должен произносить слово неправильно, более того, должен попросить ребенка употребить слово правильно. «Правильно говорить – туфель. У твоих туфель действительно очень красивые бантики. Скажи о том, что у твоих туфель красивые бантики кукле Кате (собачке, папе, подружке Оле и т.п.)». Таким образом, правильное употребление грамматической формы слова туфли (туфель) ребенок услышит три раза, и сам употребит.

В следующей статье мы поговорим о том, как формируется речь, разберем причины нарушения речи у детей и научимся играть в речевые игры.

Елена Барышева, специально для deti-burg.ru


Создание сайтов под ключ

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!





Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развитие и коррекция речи":

     
 

14 ответов

  1. Резида
    Посмотрела таблицу, пришла у выводу, что ребёнок развивается у меня нормально. Нам через два месяца будет три года, строит сложные предложения, но вот говорит совсем не понятно, понимают некоторые члены семью. То слоги пропускает, то прожевывает слова... Что посоветуете? Стоит ли обратится к специалисту и к какому?
    Оставить комментарий 8 Июнь 2015 at 9:57
    • Елена
      Здравствуйте! Такая "невнятность" речи в этом возрасте может быть физиологической (только для данного возраста), а может свидетельствовать о таком нарушении речи как дизартрия. При дизартрии или стертой ее форме страдает переключаемость с одного артикуляционного положения на другое. При чем страдает не только артикуляционная моторика, но и мелкая. Попробуйте проводить артикуляционные гимнастки ежедневно. Если через неделю-две ребенок выполняет гимнастики методически правильно, то скорее всего это физиологическая артикуляция и вскоре пройдет. Если есть сложности в виде тремора, неполного объема выполнения упражнений, неточности упражнений и т.п., то возможно есть проблемы. Тогда обязательно нужно обратиться к неврологу и логопеду. В любом случае, я вам рекомендую обратиться к логопеду в 3 года. Для вас это не поздно (связная речь судя по всему в норме), но он сможет объективно определить качество звукопроизношения.
      Оставить комментарий 9 Июнь 2015 at 1:17
  2. natabul
    У меня таблица почему-то не открылась.Хотела порекомендовать статью с таблицей своей снохе.
    Оставить комментарий 20 Август 2014 at 14:11
    • Svetlana
      Очень жаль, что таблица не открылась. Может у вас более старый офис (у меня 2010 г.)?
      Оставить комментарий 23 Август 2014 at 9:11
  3. Татьяна
    У меня сын заговорил только в четыре года, а до этого мало говорил и совсем можно сказать не говорил, я очень переживала по этому поводу.
    Оставить комментарий 31 Июль 2014 at 23:18
  4. Виктория Кирьянова
    Для меня и моего сына очень актуальная тема на этот момент жизни. Сыну 2 года и 8 месяцев, а он говорит только отдельные слова. Причем совершенно ясно и понятно, что он все понимает прекрасно, но ленится говорить. Его и так все понимают. Он указывает пальцем и все готово. Я сама понимаю, что упустила тот момент развития, когда надо было это пресекать. Сейчас стараюсь наверстать упущенное, больше с ним разговаривать, больше читать книг и стихов. К специалистам еще не обращалась.
    Оставить комментарий 28 Июль 2014 at 15:15
  5. Наталия Соколова
    Всегда стараюсь говорить правильно, но иногда замечаю, что коверкаю слова...Слава богу, что ребенок сразу начал говорить чисто и без проблем.
    Оставить комментарий 25 Июль 2014 at 16:25
  6. Алексей
    Культура речи действительно страдает и не только у родителей, к сожалению и у многих воспитателей тоже.
    Оставить комментарий 21 Июль 2014 at 22:40
  7. Нонна
    Да я совершала похожие ошибки))) Но ничего, дети выросли, разговариваю нормально)))
    Оставить комментарий 21 Июль 2014 at 19:28
    • Елена
      Я очень рада за ваших детей. Но порой, если существует угнетающие факторы, такие как, например, отягощенный анамнез, частые длительные болезни и т.п., при описанных в статье примерах, речь ребенка вроде бы развивается нормально, но при детальной диагностике можно увидеть небольшие нарушения, которые сказываются на письменной речи, особенно в сочинениях, а также в устных пересказах.
      Оставить комментарий 22 Июль 2014 at 15:45
  8. Галина
    Моему сыну год и 7 месяцев. Конечно, понимает все, но говорит - по настроению. Иногда старается повторять первые слоги слов. "Мама", "папа", "Баба", "деда", "дядя" - эти слова - в обиходе. В остальном - говорит - по своему, постоянно жестикулируя, кивая головой. Очень хочется уже понимать его) Вроде таких ошибок, которые вы указали в статье, я стараюсь не допускать. И сильно не переживаю. Думаю, что скоро уже малыш будет понятнее изъясняться.. Спасибо за статью.!
    Оставить комментарий 20 Июль 2014 at 21:22
    • Елена
      Галина, судя по вашим описаниям, речь вашего ребенка в норме. Конечно, хочется, чтобы ребенок высказывал свои желания, отвечал на вопросы и т.п. Можно ускорить развитие речи путем специальных упражнений.
      Оставить комментарий 22 Июль 2014 at 15:22
  9. Kiddie
    Восхитилась таблицей Гвоздева: "Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия" -воспринимается как стихи-красиво и непонятно.
    Оставить комментарий 19 Июль 2014 at 11:19
    • Елена
      Здесь подразумевается, что фразовая речь у ребенка 3-4 лет усложняется: ребенок уже умеет склонять существительные и спрягать глаголы.
      Оставить комментарий 22 Июль 2014 at 15:19

Оставить комментарий

  • Рубрики сайта

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    e-mail: [email protected],
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика