Здравствуйте, друзья! В цикле статей «Развитие мелкой моторики» мы уже разобрали с вами пальчиковые игры и игры в домашний кукольный театр. Все они направлены на развитие мелкой моторики и развитие речи ребенка. В этой статье мы рассмотрим следующую группу игр по развитию мелкой моторики. Рубрику ведет Елена Барышева (учитель-логопед, дефектолог).
Игры с мелкими предметами
1. Игры с крупами и природным материалом.
Крупы и природный материал могут быть самыми разнообразными (горох, фасоль, манка, пшено, каштаны, песок, шишки, камешки, ракушки, листья и т.д.). Также можно предложить малышу Живой песок.
Как же можно поиграть с ребенком? Здесь подскажет ваша фантазия, а может фантазия вашего ребенка.
Но все задания можно упорядочить следующим образом:
— произвольно перебирать пальчиками, просто взять и удерживать в руках. Особенно полезно для годовалых детей;
— перебирать в тактильных мешочках, ощупывать в тактильных домино
В тканевый мешочек сложите разные на ощупь игрушки и предметы. Это могут быть игрушки от киндер сюрпризов, пуговицы, деревянные кубики, части конструктора, природный материал (желуди, шишки, фасоль). Сначала предметов должно быть не очень много, чтобы кроха не растерялся. Я рекомендую перед началом игры рассмотреть и потрогать с ребенком все предметы. Играть можно следующим образом: попросить малыша просунуть ручку в мешок, взять предмет и, не вытаскивая назвать его (подсматривать тоже нельзя) или вытаскивать предметы из мешочка по заказу.
— собирать, например, фасоль в емкость с разными по величине отверстиями: от ведерка до бутылки с узким горлышком. Для детей помладше предметы должны быть крупными – шишки, камешки, каштаны. В одной емкости можно сделать несколько отверстий разные по величине. Детям постарше можно усложнить задание, добавить элемент сортировки. Насыпаем в емкость фасоль и желуди. Фасоль нужно сложить в бутылку с узким горлышком, а желуди - с более широким;
— рисование на песке, манке, муке пальцем или палочкой;
— переложить предметы из одной емкости в другую руками или предметом-орудием (ложкой, совком, пинцетом и др.);
— разобрать (отсортировать) перемешанные крупы и др.природный материал. Признаки сортировки можно взять разные: по видам круп, по цвету, по форме и др.;
— находить мелкие предметы, закопанные в различных крупах, песке («сухой бассейн»);
— выкладывать по определенному направлению: дорожку, геометрические фигуры, изображение предмета (можно произвольно, можно по начерченному на листе бумаге контуру);
— выкладывать «дорожку», геометрические фигуры с чередование из двух-трех разных предметов (например, дорожка из чередующихся каштанов и камешков, или квадрат из чередующихся фасолин и горошин);
— использовать в изобразительной деятельности – лепке (вдавливать в тесто, пластилин), аппликации, рисовании (отпечатывать след). Все эти виды творчества использованы в поделках из книги «Первые поделки малыша».
2. Работа с мелкими игрушками.
Манипуляция с любыми мелкими предметами является развивающим для пальцев ребенка. Для маленьких детей даже удержать погремушку – это развитие мелкой моторики.
К данному разделу можно отнести игрушки от киндер-сюрпризов, различная мозаика, конструкторы, разрезные картинки, нанизывание бус и т.п.
3. Работа с мячом
Для маленьких детей полезно захватывать мячи различного диаметра.
Очень полезно иметь массажные мячи с мягкими и твердыми шипами. Ими можно массировать руки, катая мяч между ладонями прямыми и круговыми движениями, а также между ладонью и тыльной стороной руки.
4. Выполнение узоров из мелких деталей
«Узоры из палочек»
Можно использовать счетные палочки, спички, очищенные от серы и покрашенные в разные цвета, ватные палочки, на улице – обычные палочки, которые могут быть одинаковой или разной длины.
Предлагать ребенку лучше в следующем порядке:
1. Выложить по образцу
2. Выложить по схеме (рисунку)
3. Выложить по описанию (пример, выложи домик, у которого будет видна одна стена, треугольная крыша, и два окна).
4. Выложить самостоятельно, опираясь только на название предмета (пример, выложи жука).
«Игры с пуговицами, бусинами»
Играть можно также как и с крупами и природным материалом (см.выше). А также можно нанизывать на шнурок.
«Игры с геометрическими фигурами»
К этим играм относятся известные всем «Танграм», «Коломбово яйцо», «Геометрическое лото» и т.п.
Я предлагаю вашему вниманию еще игры, где необходимо выкладывать геометрические фигуры и другие элементы, вырезанные из цветного картона, бархатной бумаги, мелкой наждачной бумаги.
«Укрась платье»
Придумать и выложить узор.
«Составь цветок»
Составляют кружок из кругов и полукругов сначала путем наложения на образец, затем на отдельной карточке по образцу. Как творческое задание – придумать цветок самостоятельно.
«Укрась чайную пару»
В этой игре необходимо украсить блюдце и чашку так, чтобы было понятно, что это «пара».
«Укрась бабочку»
В этой игре необходимо украсить крылья бабочки симметрично.
Как вариант, одно верхнее и одно нижнее крылья украшает ребенок, остальные – взрослый. Потом поменяться.
Выкладывать узоры можно на простом листе бумаги разной формы: квадратной (носовой платок, поднос), круглой (поднос, тарелка), прямоугольной (полотенце, шарф), треугольной (косынка).
В вышеперечисленных играх вместо бумажных элементов можно использовать пуговицы.
А в какие игры на развитие мелкой моторики играете вы?
С уважением, Светлана и Елена
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
3 ответов
Оставить комментарий