Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье Елена Барышева (логопед-дефектолог) расскажет нам о классификации речевых нарушений. В прошлой статье мы поговорили о причинах нарушений речи у детей, а здесь — о том, с какими проблемами речи идти к логопеду, все статьи по развитию речи вы можете прочитать здесь.
В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая (пользуются медицинские работники), вторая – психологическая или педагогическая (пользуются педагоги, логопеды). Часто, особенно в заключениях различных комиссий, пишутся диагнозы из двух классификаций.
Классификации рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противореча друг другу, а дополняя друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.
1. Психолого-педагогическая классификация
1 группа – нарушение средств общения.
Фонетико-фонематическое нарушение – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Подробнее о механизме порождения речи читайте здесь.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
2 группа – нарушение в применении средств общения.
Заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
2. Клинико-педагогическая классификация
В основе лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности
Первая группа. Нарушения устной речи.
1. Расстройства фонационного оформления высказывания.
— Дисфония (афония) – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится хриплым и слабым. Если у голоса отсутствует звучность, но при этом сохраняется шепотная речь, то такое расстройство называется афония.
— Брадилалия – патологически замедленный темп речи (брадифазия).
— Тахилалия – патологически ускоренный темп речи (тахифразия).
— Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).
— Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (фонетические дефекты, косноязычие).
— Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (гнусавость, палатолалия, в простонародии «волчья пасть»).
— Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.
— Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота).
— Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (распад, утрата речи).
Вторая группа. Нарушения письменной речи.
— Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.
— Дисграфия – частичное специфическое нарушения процесса письма.
— Алексия и аграфия.
Связь двух классификаций
В следующих статьях мы более подробно поговорим о тех нарушениях, которые чаще всего встречаются в дошкольном возрасте. Чтобы не пропустить статьи подпишитесь на нашу рассылку. В ней Вы будете получать свежие статьи на тему развития речи у детей себе на почту. А в подарок за подписку мы отправим Вам книгу Елена Барышевой «Секреты развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Елена Барышева, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Нет комментариев
Оставить комментарий