Причины нарушений речи



Причины нарушений речиВсе причины нарушений речи (да и вообще каких-либо нарушений) принято делить на две группы: биологические и социальные.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ

1) органические – повреждение ЦНС его центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического отделов (структуры, управляющие артикуляционными органами), а также повреждение самого речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

2)  к функциональным  причинам принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу (функцию). По И. П. Павлову, о функциональных  нарушениях  мозговой клетки  речь  может идти лишь тогда, когда она повреждена неглубоко и еще способна выйти из тормозного состояния, то есть когда ее изменение носит обратимый характер. В случае обеспечения благоприятных условий эта клетка еще может вернуться к нормальному функционированию. При органических же поражениях повреждение клетки является необратимым.

Особенно важно учитывать следующее: длительно существующие функциональные нарушения могут принимать необратимый характер и тем самым как бы переходить в органические. Вот почему при любых  нарушениях речи так важна возможно более ранняя коррекционная помощь ребенку! О том в каких случаях следует обратиться к логопеду читайте здесь.

И еще одно обстоятельство заставляет ни в коем случае не медлить с оказанием ребенку своевременной коррекционной помощи. Дело в том, что наличие органических нарушений в одном отделе речевого аппарата с неизбежностью влечет за собой возникновение вторичных функциональных нарушений в других его отделах. Например, органические нарушения в строении артикуляторного аппарата непосредственно обусловливают лишь появление у ребенка нарушения звукопроизношения. Однако постоянное восприятие им на слух неправильно им же самим произносимых звуков приводит к вторичному функциональному нарушению в работе речеслухового анализатора – ребенок начинает воспринимать ненормированное звучание звуков как нормальное (как бы прислушивается к этому звучанию). А если ребенок при этом полностью заменяет один звук  речи  на другой (говорит, например, «сарф» вместо «шарф»), то с началом обучения его грамоте почти неизбежно появится еще и «третичное»  нарушение  – однотипные буквенные замены на письме. В результате этого вместо одного речевого расстройства придется преодолевать уже целых три.

1. Период до беременности




-->

Начнем с самого начала. Ребенок еще не родился и даже не «запрограммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом работать на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать ряд факторов.

Что касается предшествующих наступлению беременности обстоятельств жизни будущих родителей, то особую опасность здесь представляют следующие:

— гормональная терапия матери;

— табакокурение родителей;

— наркомания родителей;

— психические заболевания родителей;

— алкоголизм родителей;

— хронические заболевания родителей (сосудистые заболевания, пиелонефрит и т.п.)

— прерывания беременности (аборты, выкидыши). Если у женщины постоянно прерывается беременность, то организм при оплодотворении перекодируется на выкидыш, что негативно сказывается на будущего малыша;

— генетические заболевания. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя;

— возраст матери во время беременности. Опасна подростковая беременность (до 15 лет) и поздняя беременность. Но нужно помнить, что если женщина занимается физическим трудом, живет в экологически нормальном районе, то она может вполне благополучно рожать и в сорок лет, и даже позже. 25 лет – считается поздним для первородящих женщин;

— вредные профессиональные условия, действующие очень массированно или в течение продолжительного времени (наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок и т. п.);

— другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно-психическому истощению будущих родителей.

2. Внутриутробный (пренатальный) период

Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: токсикоз, гестоз (поздний токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция и др.). Краснуха является наиболее опасной, особенно в первые месяцы беременности, она может вызвать  серьезные отклонения в развитии ребенка – сложный дефект при котором могут сочетаться: глухота, слепота, умственная отсталость, пороки сердечно-сосудистой системы. Более того, лекарственные препараты принимаемые матерью для лечения инфекционных заболеваний также негативно сказываются на его внутриутробном развитии.

Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.

Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество — непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.

Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) – при недоношенности (менее 38 недель) у 33% детей происходит кровоизлияние в мозг во время родов, т.к. еще тонкие стенки сосудов;  и переношенность (более 40 недель) – голова у ребенка крупнее, мозг не защищен, следовательно при прохождении по родовым путям он более подвержен повреждению.

Угрозы прерывания беременности.

Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием замедляется транспортировка аминокислот от матери к плоду, поэтому малыш плохо прибавляет в весе (дефицит массы тела ребенка при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем он сохраняется в течение первого года жизни). Очень часто появляются проблемы с дыхательной системой малыша: объем легких у них уменьшен примерно на 5 %, а вес – на 70-140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то коэффициент интеллекта у ребенка на 9 пунктов ниже, поскольку табак уменьшает поступление кислорода и питательных веществ и тем самым отрицательно влияет на развитие головного мозга. Содержащееся в табачном дыме множество химических элементов может нарушить развитие нервной системы ребенка уже во внутриутробном периоде.

Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью. У них характерные черты лица: удлиненное лицо, низкий лоб, недоразвитый подбородок и ушные раковины; а также косоглазие.

Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача. Я всем мамам рекомендую принимать гомеопатические препараты, которые при правильном подборе эффективно помогут не только вам, но и положительно будут влиять на развитие вашего малыша.

Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). На ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.

Ототоксические препараты. Антибиотики (стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.) и диуретики (фуросемид), а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты.

Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан) быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода кровоизлияние в мозг и внутренние органы.

Антидепрессивные препараты (имизин, ами-триптилин) и транквилизаторы (сибазон, мепротан) на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода.Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации) на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.

Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.

Вредные профессиональные условия, продолжающие действовать и во время уже наступившей беременности (помимо факторов, отмеченных выше, для будущей матери в этот период недопустимы также тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену).

3. Период родов (натальный период)



родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга, да и поясничные отделы позвоночника. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, родостимуляция, «выдавливание ребенка» врачом, наложение щипцов на голову малышу, вакуум (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет). Хотя нужно отдать должное современным врачам, как правило, они все чаще вместо вакуума и щипцов проводят операцию кесарево сечения. Кесарево сечение также негативно сказывается на развитии ребенка, но менее травматично для клеток мозга, т.е. «из двух зол выбирают меньшее»;

продолжительность родов. Нормальными считаются для первородящих – 18-24 часа, для повторнородящих – 12-18 часов. Быстрые или стремительные роды опасны родовыми травмами, затяжные – гипоксией;

— асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга, опасна белая асфиксия;

— малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней;

низкий балл по шкале Апгар;

первый крик ребенка. Важно чтобы ребенок закричал сразу и уверенно. Слабый крик ребенка – тревожный симптом;

неквалифицированная реанимация.

4. Период в первые годы жизни ребенка (перенатальный период).

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.

Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Прием ототоксических антибиотиков.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания, раннее бурное развитие речи могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) в анамнезе — это расстройства центральной нервной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни, развившиеся в связи с поражением головного мозга до рождения ребенка (внутриутробно) или в период родов (как правило, пишется в амбулаторной карточке педиатром и неврологом).

Прививки, особенно АКДС, сделанные в первый год жизни, при наличии в анамнезе ПЭП.

Воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит).

Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха.

СОЦИАЛЬНЫЕ

Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой. Часто таких детей называют «трудными». В сороковых годах прошлого века появился термин синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где жили дети, родители которых погибли во время войны. Несмотря на хорошие бытовые условия, среди прочих проблем у детей отмечалась задержка речевого развития. Дело в том, что обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы. Вспомните также о детях-маугли, которые не овладевают речью как средством общения, даже если в 3-5 лет попали в нормальную речевую среду.

Родителям очень важно учитывать, что речь усваивается ребенком благодаря подражанию, поэтому в лучшем случае он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит от окружающих его людей. Это значит, что ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Откуда ребенку знать, как нужно говорить? Он смотрит на взрослых, вслушивается и «всматривается» в их речь и пытается в меру своих возрастных и других возможностей ей подражать, постепенно все более и более приближаясь к предлагаемому образцу. И если он чаще всего слышит, например, картавое «р», то именно такое произношение этого звука и усваивает. Этим объясняются случаи нередко встречающейся «семейной» картавости, которую многие родители ошибочно пытаются объяснять наследственностью. Таким образом, здесь имеет место прямое подражание неправильному образцу. Существенную роль элемент подражания играет и в возникновении заикания.

Неблагоприятное влияние на формирование речи ребенка оказывает также быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей. Попробуй в этих условиях «рассмотреть» и расслышать, как произносятся те или иные звуки, попробуй уловить звукослоговую структуру сложных слов, их окончания и т. п.! Развитие речи детей в этом случае обычно существенно задерживается, к тому же ребенок невольно усваивает неряшливую манеру речи взрослых.

В тех случаях, когда речь наиболее часто общающихся с ребенком взрослых бедна по содержанию и неправильна по грамматическому оформлению (бедный словарный запас, неправильное согласование слов между собой), ребенку не остается ничего другого, как усвоить предлагаемый ему усеченный образец. В таких семьях на речь ребенка чаще всего не обращают особого внимания, не исправляют ее. При подобных обстоятельствах специалисты обычно говорят о так называемой педагогической запущенности.

Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой нередко встречающийся в нашей жизни социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребенок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя. Вряд ли нужно объяснять, что это существенно затрудняет для него овладение полноценной речью на «основном» языке.

Особенно неразумным представляются нам сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребенка по доброй воле родителей, но с нисколько не меньшими от этого отрицательными последствиями. Здесь ребенок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, поскольку взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении ее качества.

Обидно, когда в силу рассмотренных здесь неблагоприятных социальных воздействий нарушения речи появляются даже у детей с нормально устроенным речевым аппаратом, но совершенно катастрофическими последствиями оборачивается это для ребенка, имеющего неполноценный в том или ином отношении речевой аппарат, что должны хорошо понимать и учитывать родители.

Речевые  нарушения  чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление  речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.

Перечисленные выше причины могут повлиять на нормальное развитие речи ребенка, но необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Если родителям, специалистам удалось рано обнаружить проблему и своевременно оказать малышу квалифицированную помощь, ее можно значительно уменьшить и даже устранить. Большое внимание нужно уделить ребенку до года, этот тот период, когда проблемы можно устранить навсегда.

Но обратите внимание! Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов", а в 3 года не говорит фразы — это серьезный повод для беспокойства.

Елена Барышева, специально для deti-burg.ru


Создание сайтов под ключ

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!





Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развитие и коррекция речи":

     
 

9 ответов

  1. Елена
    Если бы знать все причины.Вроде и не пью и не курю, единственное всю беременность с гипертонией промаялась ну и роды в 36 недель..Замаялись с дизартрией.Лечились с 4хлет, каждый год выбирала нового логопеда. К первому классу заговорили все буквы.Но в первом классе была проблема- плохо распознавал звуки. Сейчас пошли во второй.Думаю к логопеду опять будем ходить.Много делает ошибок по -русскому языку пропускает буквы при написании.
    Оставить комментарий 16 Сентябрь 2014 at 22:58
    • Николай
      Елена, моей дочке сейчас три года, у нее хороший словарный запас, но произношение "хромает", "проглатывает" многие звуки. Не так давно нас посмотрел очень хороший логопед, профессионал своего дела, она как-то по внешнему виду языка определила, что у дочки проблемы с произношением. И посоветовала: до четырех лет делать упражнения для язычка, а не пытаться поставить звук. Через месяц, появились заметные результаты. Я думаю, вам попадались не очень хорошие логопеды и вряд ли новые уже что-то изменят.
      Оставить комментарий 26 Сентябрь 2014 at 3:47
      • Елена
        Николай, вы не правы! Дело не в логопедах, дело в структуре нарушения. Видимо у вашей дочки самое простое нарушение – дислалия, она довольно легко устраняется, как раз с помощью артикуляционной гимнастики. У ребенка Елены совсем другое нарушение – дизартрия, это нарушение при котором страдает ЦНС, а вернее тот нервный импульс, проходящий от коры головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата, который и заставляет двигаться органы артикуляции, не доходит – происходит нарушение. При дизартрии трудно и поставить звуки, и их автоматизировать, а ввести в свободную речь еще труднее. Более того, при дизартрии очень часто страдает фонематические процессы, мелкая моторика, что приводит к дисграфии. Еще раз повторю – логопеды здесь не причем, просто вам и вашему ребенку повезло.
        Оставить комментарий 27 Сентябрь 2014 at 0:39
    • Елена
      Елена, важно определить, какой характер ошибок: из-за невнимательности, из-за незнания правил или они дисграфические, если все-таки дисграфические, тогда обязательно нужно заниматься с логопедом. Только не менять их постоянно, а выбрать одного, который по вашему мнению грамотный, и с ним идти до победного конца. Хотя судя по тому, что ребенок плохо дифференцирует звуки, у ребенка нарушены фонематические процессы, на которые следует обратить особое внимание. Скорее всего в вашем случае быстрого результата не будет, поэтому наберитесь терпения.
      Оставить комментарий 27 Сентябрь 2014 at 0:44
  2. natabul
    Действительно,со стороны всегда виднее.Просто диву даешься,когда родители не только не обращаются к специалистам,а еще и разговаривают с ним на его языке.
    Оставить комментарий 16 Сентябрь 2014 at 16:18
  3. Алексей
    Для меня эта тема актуальна. Информация заставляет принимать решение, так как из статьи понял, что не следует затягивать. Спасибо.
    Оставить комментарий 10 Сентябрь 2014 at 17:16
  4. Тамара
    Замечаю, что последние годы у многих деток даже в очень благополучных семьях проблемы те или иные с речью. Причин действительно много. В наше время реже сталкивались с такой проблемой. Светлана, очень полезная статья, только как правило читают такой полезный материал те, кого проблема миновала и это очень жаль. Твит
    Оставить комментарий 10 Сентябрь 2014 at 13:19
  5. Светлана
    Родителям, обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять, насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время
    Оставить комментарий 9 Сентябрь 2014 at 22:48
  6. Андрей
    Какая большая, полезная статья получилась, спасибо Светлана! Взял некоторое себе на заметку
    Оставить комментарий 7 Сентябрь 2014 at 16:03

Оставить комментарий

  • Рубрики сайта

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    e-mail: [email protected],
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика
    <!-- super cache