Когда ребенок посещает детский сад, да и мама работает, а вечером придя домой, ей, к сожалению, приходится уделять время быту, а не своему чаду. Приходится вынужденно находить время для развития малыша в нестандартных, но регулярных режимных моментах, например, во время совместного приготовления ужина, во время купания и т.д.
Я со своим 2,5 годовалым сыном часто занимаюсь по дороге из детского сада. И хочу поделиться, как знакомлю сына с животным миром, развивая его познавательные способности, речь, математические способности и др.
Нужно сказать, что если я иду одна, то время, затраченное на дорогу, составляет не более 12-15 минут. С сыном наше возвращение, а вернее прогулка, длится не менее часа.
Для этого возраста очень полезно использовать один и тот же маршрут в течение длительного времени, который затем можно поменять. Правда мой сынок к таким изменениям относится очень негативно и маршрут у нас постоянный, с постоянными остановками и объектами наблюдений. Поэтому, встречая уже известное животное, нужно поддерживать интерес новыми заданиями.
Итак, по дороге домой мы встречаем: муравьев, бабочек, шмелей, мух, светлячков, жуков-солдатиков, червяков, голубей, воробьев, ворон, галок, грачей, а около детского сада находится грачевник, а также собак, кошек и котов.
В этой статье остановлюсь только на знакомстве с птицами (ворона, галка, грач, воробей, голубь).
1 блок. Познание
Нам очень повезло, на нашем пути встречается грачевник (часть лесной дачи или парка, в которой устроены грачами гнезда – из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона). В этом грачевнике гнезда не только грачей, но и галок, ворон.
Эти птицы слетают с высоких деревьев, ходят и громко поют свои песни. В это время мы, как правило, их рассматриваем. Конечно, я называю, а теперь и сынок, этих птиц. Мы рассматриваем их внешние признаки: «Смотри, у вороны, как и у всех птиц, есть клюв, крылья, перышки…», а также признаки, характерные только для конкретной птицы: цвет оперенья, грудки, размер и др. Мы наблюдаем за действиями этих птиц. Бывает очень интересно, когда, например, вороны отнимают друг у друга кусок рыбы. Смотрим, с какой тщательностью, птицы выбирают себе строительный материал для своих гнезд. Сережа долго со мной спорил, что домик у птиц – это кормушка, которые мы делали зимой. Сейчас, он уже понимает, что домик – это гнездо, где птицы высиживают яйца, а потом из них появятся малыши – птенчики. Все видно воочию: и строение птицы, и их отличительные особенности, и чем они питаются, их повадки, и их жилище, и их пение… Только обязательно нужно проговаривать все увиденное, именно так обогащается словарь малыша. Это быстрее запомнится, чем просто рассказ или рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях.
На нашем пути также встречаются голуби, а еще чуть дальше – воробьи. Мы рассматриваем и этих птиц, следим за их повадками. Разговариваем с ними. Я обязательно беру с собой корм: хлеб (учу отламывать маленький кусочек от целого куска, что способствует развитию мелкой моторики), различную крупу, муку, речной и свекольный сахар, мелкие камушки, печенье, мелко нарезанные кусочки овощей и фруктов, траву и др. Так ребенок может воочию увидеть, а что клюют птицы, что они предпочитают больше.
2 блок. Развитие речи.
Очень важно, рассказывать ребенку о событиях, явлениях это обогащает его знания, а также словарный запас. Но не нужно забывать о том, что ребенок тоже должен говорить, рассказывать, отвечать на вопросы, учась правильно строить предложения. Поэтому чаще нужно давать ему эту возможность и не торопить малыша, тем более не надо говорить: «Ты сейчас сказал неверно». Лучше сами повторите эту же фразу, только грамматически правильно. Задавайте вопросы Где? Куда? В чем? Для детей старше 2,5-3 лет уже можно задавать вопросы Зачем? Почему? Конечно, сразу они не ответят на них верно, и после неправильного ответа, вам самим придется отвечать. Но данные вопросно-ответные формы у ребенка будут откладываться в голове и уже через некоторое время они смогут вам ответить правильно.
Какие же грамматические формы можно отработать во время наблюдений:
— предложно-падежные конструкции, т.е. употребление словосочетаний с предлогами (НА веточке, ПОД деревом, В гнезде, ИЗ гнезда и др.);
— уменьшительно-ласкательные формы существительных (перо – перышко, гнездо – гнездышко, птенец – птенчик и др.);
— формы множественного числа существительных (ворона – вороны, грач – грачи, перо – перья и др.);
— названия детенышей: вороненок, грачонок, галчонок.
Учите прислушиваться ребенка к голосам птиц: «Послушай, какая птица сейчас поет?» — это упражнение очень хорошо развивает слуховое внимание. «Как эта птичка пела?» Пусть ребенок повторит: «Кар-кар» или «Кар-кар-кар». Может он еще и не умеет считать, но уже вполне может чувствовать ритмический рисунок и повторить его.
Еще я читаю стихи. Если читать стихи, так, между прочим, в повседневной жизни, ребенок быстро их запоминает и стихи становятся неотъемлемой частью, он будет их рассказывать в нужные моменты. Для меня выучить стихотворение специально очень сложная задача, поэтому я на небольших листах бумаги пишу от руки или распечатываю понравившиеся мне стихотворения и несколько кладу в карман. В нужный момент я вынимаю и читаю. Когда стих уже выучен, я заменяю разученный стих на другой. Тренируется и моя память, и обогащаются знания и речь малыша. Стихи про птиц смотрите здесь.
3 блок. Экология
Учу своего сына не обижать птиц, бережно к ним относиться, подкармливать. Для этого возраста этих знаний и умений вполне достаточно.
4 блок. Математика
Если кто-то учит считать своих крох, то самое простое задание – это пересчитать птиц, узнать каких больше, каких меньше и т.д.
Я не приверженец раннего развития, а за традиционное, поэтому задача на количество и счет для моего малыша (2-3 года) – это закрепление понятий ОДИН – МНОГО – НИ ОДНОГО, я еще ввожу понятие ДВА. Мы считаем:
Сколько голов у вороны?
Сколько клювов у вороны?
Сколько крыльев у вороны?
Сколько хвостов у вороны?
Сколько ног у вороны?
Сколько перьев у вороны?
Сколько глаз у вороны?
Те же вопросы я задаю и про других птиц.
Когда мы просчитали у всех птиц, можно спросить и по-другому: Чего у вороны только ОДНО? (или по одному?) Чего у вороны МНОГО?
Эти вопросы задаются, конечно, не сразу все. Например, на одной прогулке я спрашиваю только про перья у всех птиц, или спрашиваю только про одну птицу. Достаточно 2-4 вопросов, но ежедневных. Таким образом, мы закрепляем и умение элементарного счета, а также знания о строении всех птиц: у всех птиц одна голова, один клюв, два крыла, много перьев и т.д.
Я с Сережей закрепляю умение сравнивать по размеру – еще одна математическая операция.
Наблюдая за птицами можно научить ребенка элементарной ориентировке в пространстве: птица летит ВЫСОКО – НИЗКО, ДАЛЕКО – БЛИЗКО, ВВЕРХУ – ВНИЗУ и др.
Можно начать учить и ориентировке во времени, такие понятия как ВЧЕРА – СЕГОДНЯ – ЗАВТРА. «Вчера какую птицу мы видели на этой лесенке? А сегодня какая птичка сидит на лесенке? Как ты думаешь, какая птичка будет сидеть на этой лесенке завтра? Завтра проверим».
5 блок. Творчество.
Творчеством, конечно, мы занимаемся не по дороге, а дома, но очень часто это отклики именно уличных наблюдений, например, я рисую голубя, а Сережа пририсовывает зернышки, которыми мы кормили птиц или отламывает кусочки от большого куска пластилина, как от хлеба и прикрепляет их рядом с птицами и другие работы.
Годам к трем я планирую начать вести дневник наблюдений за птицами, а с начала лета – за насекомыми. Сейчас я опишу его, может кому-то пригодится.
Дневник может быть представлен в виде альбомного листа или двух альбомных листов, соединенных между собой. Для дневника наблюдений за птицами лучше всего нарисовать дерево, если есть рядом водоем – то и его тоже. У нас, например, рядом пруд, поэтому уток и селезней мы видим довольно часто. Если наблюдения планируются зимой – то еще нарисовать или прикрепить плоскую кормушку. Сделать прорези. Подготовить изображения птиц, которые встречаются в вашей местности так, чтобы их можно было вставить в прорези. Придя домой, вспомнить, каких птиц вы видели, где они располагались: под деревом, на веточке, летели в небе, в пруду, на берегу и т.д. Если вы кормили птиц, то это можно также обозначить съемными картинками.
Дневник наблюдений за насекомыми можно сделать аналогично.
Я поделилась с вами лишь малой частью тех игр, которые мы используем по дороге из детского сада. Мы наблюдаем и за другими живыми объектами, за людьми, проводим словесные игры, играем и в подвижные и многие другие. Мне хотелось лишь показать, что один и тот же объект наблюдения каждый день можно обыграть по-разному, и он каждый день будет интересен и привлекателен для малыша, все больше и больше развивая его познавательный интерес.
Хотите гулять вместе с нами? Принимайте участие в открытой неделе развивающих прогулок, и вы получите сценарии 5 прогулок.
>>>Зарегистрироваться на открытую неделю развивающих прогулок<<<
>>>Принять участие в проекте «Гуляем и ребенка развиваем» по самой выгодной цене!<<<
Хотите получать статьи по развитию речи ребенка к себе на почту? Подпишитесь на рассылку, в подарок вы получите книгу Елены Барышевой «Секреты развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Елена Барышева, автор рубрики «Коррекция и развитие речи» специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
4 ответов
Оставить комментарий