Игры с пальцами. Рисование пальцами




 

Рисование пальцамиРазвитие мелкой моторики

Здравствуйте, друзья! Мы продолжаем цикл статей посвященных развитию мелкой моторики. И сегодня Елена Барышева (ведущая рубрики «Развитие и коррекция речи») расскажет о еще одном интересном виде игр с пальцами – рисование пальцами.

Игры с пальцами.

Рисование пальцами

Это задание доступно для детей от 4-5 лет. Ребенок закрывает глаза. Взрослый рисует на тыльной стороне руки или ладони геометрические фигуры, предметы (для детей постарше – цифры или буквы), а ребенок должен угадать. Затем поменяться.

Игра «Телеграф»

Если играющих несколько, то можно поиграть в игру «Телеграф». Участники выстраиваются друг за другом. Ведущий пишет на спине последнего букву, цифру или геометрическую фигуру. Последний пишет этот же элемент впереди стоящему и так, пока элемент не будет написан первому стоящему, который называет его вслух. Если элемент, написанный ведущим и озвученный первым игроком, совпадает, то телеграф работает правильно, если не совпадает – то телеграф сломан и ведущий ищет бракованный элемент, чтобы его починить.

Игру «Телеграф» можно усложнить.

  1. Писать короткие слова (типа ТОН).
  2. Писать слово по одной букве и запомнить их, а потом воспроизвести все слово.
  3. Писать по одной букве и запомнить их (или записать их на листочек бумаги). Затем составить из этих букв слова. Или провести соревнование, кто больше составит слов (слова называются участниками по очереди или за определенное время записываются на листочке, а потом называются). Выигрывает тот, кто больше составит слов или кто больше использует букв для написания слов.
  4. В любой творческой игре-путешествии, где необходимо получить код, можно использовать игру ТЕЛЕГРАФ – передавать цифры по одной.
  5. Написать две или три геометрические фигуры, запомнив их порядок. Использовать эти элементы в данном порядке для узора в творческом рисовании, лепке или написать на листе бумаги, продолжив этот узор до конца строчки.
  6. Написать пример и решить его.
  7. Написать пример, опустив знаки. Решить, первоначально восстановив, вместо пропущенного знака поставить отпечаток кулаком. (2 … 3 = 5)

Хочу обратить особое внимание на написание букв и цифр. Во-первых, ребенком дошкольного возраста изучаются только печатные буквы, поэтому и ребенок, и взрослый должны писать печатными буквами. Особое внимание уделите написанию ассиметричных букв и цифр. Ребенок может писать любые буквы, но будьте внимательны: он их должен писать правильно (в правильной последовательности, правильно располагать элементы букв). А взрослому лучше писать симметричные буквы, особенно на начальном этапе, особенно, если у ребенка есть склонность к зеркальному письму (т.е. буквы пишут в другую сторону).

Еще одна игра – это «художественный массаж».

Помните, как в детстве:

Рельсы-рельсы (чертим на спине вертикальные линии)

Шпалы-шпалы (чертим горизонтальные линии)

Ехал поезд запоздалый (ведем по хребту с остановками на позвонках)

Открылось окно (чертим квадрат)

Посыпалось зерно (тыкаем в спину пальцами)

Пришли куры – поклевали (продолжаем тыкать)

Пришли гуси – пощипали (щиплем)


Прошел слон (стучим по спине кулаком )

Прошла слониха (стучим кулаком потише)

Прошел маленький слоненок (тихонько постукиваем кулаком)

Пришел дворник, все размел метлой (массажируем, гладим спину)

Пришел генерал (изображаем пальцами идущего человека)

Поставил стол (сильно стучим по спине)

Поставил стул (стучим тише)

И печатную машинку (стучим тихонечко)

И сел писать письмо:

«Дорогие мои дочки (стучим по спине пальцами, как будто печатаем строчку)

Дзинь — точки (щекочем подмышки)

Посылаю вам носочки (цветочки, платочки, чулочки – что кому нравится)

Дзинь — точки

А себе купил штаны

Дзинь — точки

Небывалой ширины».

Письмо шло-шло-шло (водим пальцем по спине, изображая, как оно шло)

И в корзиночку пришло (лезем за шиворот холодными руками)

Мама его распечатала

И стала читать:

«Дорогие мои дочки (стучим по спине пальцами, как будто печатаем строчку)

Дзинь — точки (щекочем подмышки)

Посылаю вам носочки (цветочки, платочки, чулочки – что кому нравится)

Дзинь — точки

А себе купил штаны

Дзинь — точки

Небывалой ширины».

Если этот массаж сначала сделать ребенку, позабавить его, а потом научить малыша, делать такой массаж другим, то получается, что его руки тренируются, происходит развитие мелкой моторики.
массаж ребенку
Можно придумать сказки, например, вот такую:

Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)...
Шла медведица... (топчемся меньшей площадью, кулаком, например).

Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине).

Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину).

Медведь сказал: «Моееее поле» (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине).

Медведица сказала: «Моеее поле» (повыше голосом и шаги помельче).

Медвежонок закричал «Мое» (тоненьким голоском, мелкими прыжками).

Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.

И решили они посадить пшеницу.

Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке).

Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла...

Выросли большие и красивые колоски...

Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы сжимая, ребром правой ладони подрезаем).

Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке).

«Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!..» обрадовались медведи...

Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу... Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами).

Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке).

А медведи смололи зерна пшеницы — получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек...

Или использовать стихи

Белка хвостиком метет, (Легкими движениями пальцев гладим спинку)

Рыбка по морю плывет.  (Ребром ладони проводим вдоль позвоночника)

Как по небу облака, Мы погладили бока, (Слегка проводим ладонями обоих рук по бокам крохи)

Как летят снежинки, (Едва касаясь рукой, гладим спину)

Так мы гладим спинку!

Мы капусту рубим, рубим.
(совершаем рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём.
(трем спинку суставами пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечно касаемся пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(тискаем мышцы пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(нежно гладим спинку ладонями)

Можно использовать рассказы, тексты стихотворных пальчиковых гимнастик, придумывая движения рук. А может быть придумать свои сказки, истории или рассказы из личного опыта.

Игры, представленные в данной статье развивают тактильные ощущения, а чем тоньше тактильные ощущения у ребенка, тем точнее он может сравнить, объединить, различить окружающие предметы и явления. Таким образом, данные упражнения влияют не только на развитие мелкой моторики, но и на развитие мышления.

Спасибо, Елена за интересный материал. Все малыши очень любят такой массаж и с удовольствием делают его маме! Например, мы с Вероникой не ложимся спать без массажа «Рельсы, рельсы…» — это уже ритуал отхода ко сну. Сегодня попробуем что-нибудь новенькое из предложенного Еленой, думаю, Веронике понравится!

А вы делаете массаж малышу? Напишите в комментариях какой?

С уважением, Светлана и Елена



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развитие и коррекция речи":

     
 

15 ответов

  1. Светлана
    Такое рисование пальцами очень нравиться малышам. К тому же оно помогает установить творческий и эмоциональный контакт матери и ребенка.
    Оставить комментарий 25 Май 2014 at 14:50
  2. Оксана
    Дочка была маленькая и очень любила рисовать мне на спине всякие картинки,действительно забавная игра получается.
  3. Марина
    Замечательная идея, а игра позволяет проводить ещё и физический контакт с ребёнком что немаловажно в воспитании и просто в общении со своим чадом.
    Оставить комментарий 19 Май 2014 at 20:11
  4. Елена Анцибор
    Хорошая статья, спасибо большое!
  5. Сергей
    Помню играли в игру «Телеграф» в детстве, и «художественный массаж» бабушка частенько делала. твит
  6. Ольга
    Интересная статья, хорошая информация про массаж. У меня дочка любит когда ей делаешь массаж.
    Оставить комментарий 17 Май 2014 at 23:22
  7. Татьяна
    Интересные игры, будем детям и внукам показывать игры, пусть они оценят:) Но идея интересная!
    Оставить комментарий 17 Май 2014 at 11:36
  8. Елена
    рельсы-рельсы - мы такой массаж в моем детстве еще частенько делали.. а другие стихи и сказки не знакомы, с удовльствием и большим интересом попробуем! спасибо!
    Оставить комментарий 16 Май 2014 at 23:04
  9. Лилия
    Мой бебик еще маленький, но я с удовольствием прочитала вашу статью и кое-что для себя взяла на заметку.
    Оставить комментарий 16 Май 2014 at 19:36
  10. Мария
    Светлана и Елена, спасибо за такие хорошие игры со словами и сказками. Обязательно воспользуюсь. А то я своему ребенку, только спинку поглаживаю, когда он засыпает. Теперь будем с ним играть в такие игры, а также развивать мелкую моторику пальцев. Писать нам еще пока рано, но в дальнейшем и игра "Телеграф" нам тоже пригодится. Спасибо. Твит.
  11. Ирина
    C большим удовольствием прочитала статью. Мои внуки уже давно школьники, но до сих пор любят такие массажи.
  12. Ирина Зайцева
    Здорово, я тоже вспомнила, как мы с дочками в такие игры играли.
    Оставить комментарий 15 Май 2014 at 10:48
  13. Лидия
    Спасибо, вспомнила эту игру "художественный массаж"...
    Оставить комментарий 15 Май 2014 at 10:45

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика