Развитие мелкой моторики




 

Мелкая моторикаЗдравствуйте, друзья! Сегодня у меня на сайте открывается новая рубрика «Развитие и коррекция речи», а вести эту рубрику мне будет помогать Барышева Елена – учитель логопед, дефектолог со стажем работы в дошкольных учреждениях 10 лет. Также Елена сама мама 1,5 годовалого сына Сережи. Елена, откликнулась на одно из моих писем, в котором я обратилась к своим читателям с просьбой о помощи по написанию статей. Работы с сайтом много, самой мне все темы не охватить, да и хочется, чтобы статьи были написаны специалистом в своей области.

Я очень благодарна Елене за помощь, очень надеюсь, что эта рубрика будет вам полезна и ответит на многие интересующие вас вопросы. Также мы с Еленой пообщались и решили спросить у Вас, уважаемые читатели, какие вопросы были бы вам интересны. Напишите в комментариях, какие темы вы бы хотели, чтобы Елена осветила в своих статьях или пишите свои вопросы по развитию и коррекции речи ребенка. Мы обязательно на них ответим!

И сегодня у нас первая статья в рубрике и первая в цикле статей, посвященных развитию мелкой моторики ребенка. В своих статьях Елена не только расскажет о влиянии мелкой моторики на развитие речи, поделится авторскими играми и наработками, но и даст методические указания о том, как именно надо выполнять пальчиковую гимнастику, чтобы она имела эффект. Итак, передаю слово Елене.

Мелкая моторика

Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи

Исследования М.М. Кольцовой

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — Белобока», «Коза — Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.

Большая  часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.


Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой.  Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой (мелкой) моторики и зрительно-моторной координации.


Возрастные особенности развития тонкой моторики рук

Возраст Навыки поведения
1-2 года Держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
2-3 года Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.
3-4 года Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз.
4-5 лет Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации

Возраст Навыки поведения
3-6 месяцев Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 месяцев Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движения руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.
2-3 года Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
3-4 года Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.
4-5 лет Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует звезду, квадрат.
5-6 лет Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

Таким образом, развитие мелкой моторики характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

Виды деятельности по развитию мелкой моторики

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики у детей условно можно систематизировать следующим образом:

1 группа: игры с пальцами

2 группа: кукольный театр

  • настольный театр;
  • верховой театр.

3 группа: игры с мелкими предметами

  • игры с крупами и природным материалом;
  • работа с мелкими игрушками;
  • работа с мячом;
  • выполнение узоров из мелких деталей

4 группа: игры с ручными тренажерами

5 группа: изобразительная деятельность

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование

6 группа: работа с простым карандашом

  • обводка предметов по точкам;
  • дорожки;
  • штриховка силуэтов, рисование с помощью трафаретов и шаблонов;
  • рисование по клеточкам.

В следующих статьях мы более подробно рассмотрим каждую группу. Ссылки на них будут появляться по мере написания статей. Не пропустите!

С уважением, Светлана и Елена



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развитие и коррекция речи":

     
 

17 ответов

  1. Юлия Рыж
    такиев простые вещи - игры с крупами - даже будет инетерсно понаблюдать за детьми, как они будут справляться)
    Оставить комментарий 26 Август 2014 at 5:29
  2. валентина
    здравствуйте! мы занимаемся развитием мелкой моторики очень давно:и игры с крупами,и рисование кисточкой,карандашом,пальцами;лепка,игры в мяч,кубики,мозайка;в сортеры пытается вставлять,но пока, скажем , нарушены соотношение форм. спасибо за новые идеи. но прочитав недавно книгу Е.Янушко по логопедии поняла еще одну нашу проблему-нарушение подражания. можете подробнее осветить это вопрос?
    Оставить комментарий 13 Август 2014 at 19:31
    • Елена
      Здравствуйте! Валентина, подражательность очень развита у маленьких детей, но проявляется она у всех по-разному: кто-то подражает сразу, как только увидит или услышит, кто-то сначала внимательно смотрит, присматривается и на 3-5 раз начинает повторять, кто-то как будто «не видит и не слышит», занимается своим делом, но при этом воспринимает взрослого и воспроизводит самостоятельно через 2-3 недели, а то и месяц. Здесь зависит от особенностей характера. Но нужно помнить, что говорить о нарушении подражательности (хотя такого термина я в спец.литературе никогда не встречала) можно только если вы неоднократно проводили какое-либо упражнение на подражание и ребенок все равно никак не реагирует. Но есть причины, при которых подражательность может быть затруднена, здесь нужно разбираться в каждом конкретном случае. Укажите, пожалуйста, возраст ребенка, какой вид подражательности, по вашему мнению, нарушен (речевая, двигательная), в чем, по вашему мнению, проявляется нарушение, занимались ли по предложенным Янушко упражнениям, если да, то в каких упражнениях и как проявляется это нарушение, следовали ли вы ее рекомендациям???
      Оставить комментарий 18 Август 2014 at 16:37
  3. Елена
    Елена, спасибо за вопросы. Отвечу сначала на второй вопрос: да отсутствие зубов влияет на произношение. По второму вопросу. Очень сложно ответить, не зная конкретного ребенка. Может быть артикуляция шипящих звуков правильная и звуки смазанные только из-за отсутствия зубов. Может быть не правильная артикуляция звуков и требуется работать над развитием широкой воздушной струи или правильно сформировать положение языка (в виде чашки). Еще одной причиной может быть – недостаточно сформированный фонематический слух – ребенок «не слышит» что неправильно произносит этот звук. Соответственно, сначала нужно определить первопричину, неправильного произнесения звука. В любом случае, постановкой звуков лучше заниматься специалисту или ПОСМОТРЕТЬ как это делает специалист с вашим ребенком. В моей практике были дети, где родители сами ставили звуки и очень сложно было заниматься перепостановкой, потому что ребенок вроде произносит звук, но он не совсем правильный. А вот подготовительными упражнениями: артикуляционной гимнастикой, развитием воздушной струи и фонематическим слухом вы можете заниматься самостоятельно. Существует много литературы по этому вопросу и статей в Интеренете. Кстати, иногда достаточно провести подготовительные упражнения (или вырасти зубам), чтобы звуки сами собой появились. А вот после того как звук появился, работа родителей очень важна: необходимо отработать у ребенка этот звук в различных сочетаниях с другими звуками, выработать самоконтроль произнесения звука в спонтанной речи. Я для себя отметила, что данные вопросы интересны родителям и постараюсь на будущее освятить данные вопросы в рубрике «развитие и коррекция речи».
    Оставить комментарий 30 Апрель 2014 at 15:36
  4. Елена
    Светлана, буду следить за статьями! А вот вопросы к Елене.. подскажите, пожалуйста, упражнения для четкости шипящих звуков, и как научиться говорить букву "р".. а еще в данный момент у нас отсутствуют верхние двойки - разрушились, и 1 единица выпала.. (5 лет) влияет ли отсутствие зубов на произношение?
    Оставить комментарий 24 Апрель 2014 at 21:12
  5. Наталья
    Знаем, что мелкая моторика очень важна, особенно для развития речи, развиваем её с младенчества. Да и вообще занимаемся с ребенком много...Вот только нам уже 2,5 года, а говорим до сих пор только отдельные немногочисленные слова (мама, папа, киса, дай, на, помоги и подобные)
    Оставить комментарий 24 Апрель 2014 at 12:05
    • Елена
      Развитие мелкой моторики, как правило, влияет только на развитие моторной сферы органов артикуляции. А чтобы произнести какую-либо фразу происходит колоссальная работа мозга: выделить слово из речевого потока, понять, что это слово обозначает, вычленить звуки в этом слове и расположить их в правильной последовательности; дать команду органам артикуляции, чтобы они правильно произнесли эти звуки, при этом употребив слово в нужной грамматической форме, проконтролировать правильность произнесения с помощью органов слуха… Я описала далеко не все операции по воспроизведению лишь одного слова. Это нам кажется, что сказать легко, на самом деле это не так. Еще одна причина – нет необходимости что-то говорить («Меня и так хорошо понимают»). В любом случае, вам Наталья, я бы посоветовала обратиться к специалистам, особенно если у ребенка нет фразы (когда он соединяет два и более слов в одно смысловое высказывание: Мама, дай).
      Оставить комментарий 25 Апрель 2014 at 15:43
  6. Елена
    Я работаю в ясельной группе с детками от 2 до 3 лет и очень большое внимание уделяю развитию мелкой моторики.На практике вижу, чем лучше развиваются детские ручки, тем быстрее и лучше происходит развитие речи деток!С нетерпением буду ждать от вас новых игр и идей, чтобы внедрить их в свои занятия с малышами!
    Оставить комментарий 21 Апрель 2014 at 11:21
  7. Светлана
    Очень интересная и полезная для мамочек рубрика о развитии и корреции речи. Спасибо авторам за её создание. Буду с нетерпением ждать новых статей по данной теме. Так как Елена логопед и долгое время проработала в дошкольном учреждении, очень хотелось бы, чтобы она поделилась с нами идеями создания своими руками пособий по развитию мелкой моторики. Уверена, что у неё их накопилось достаточное количество. Ну а мы, мамы, с радостью изготовили бы по её рекомендациям игры для своих детей. Ещё раз спасибо вам!
    Оставить комментарий 19 Апрель 2014 at 8:37
    • Svetlana
      Светлана, большое спасибо за ваш комментарий и пожелание. Пособия на развитие мелкой моторики будут опубликованы в данном цикле статей.
      Оставить комментарий 20 Апрель 2014 at 8:01
    • Елена
      Всем спасибо за комментарии и пожелания! Я надеюсь, что этот цикл статей будет для вас полезным!
      Оставить комментарий 21 Апрель 2014 at 15:02
  8. Юлия
    Очень интересный и нужный раздел. С нетерпением жду новых статей с конкретными приемами и играми. Спасибо!
    Оставить комментарий 18 Апрель 2014 at 17:29
    • Илья
      Главное. чтобы было весело и непринужденно для малыша. Тогда все само собой получится.
  9. Ольга Кутуева
    Актуальная проблема для многих! Очень такая рубрика будет полезна для родителей и детей! Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи, поэтому уделять внимание этому просто необходимо!
    Оставить комментарий 17 Апрель 2014 at 16:47
  10. Лада
    Спасибо за статью. Мы с внуком сейчас занимаемся сортировкой круп по разным коробочкам. Думаю, что предложенные в статье методики разнообразят наши занятия по развитию моторики.
    Оставить комментарий 17 Апрель 2014 at 14:42
  11. Ирина Зайцева
    Замечательная рубрика, Светлана. Для детей и мудрых родителей - очень и очень важно развивать мелкую моторику. Я все нас вспоминаю. Как мы любили все такое... Эти крохотные поделки из пластилина, глины - готовы дочки были часами все творить... И очень потом все пригодилось. по крайней в школе с почерком не было особых проблем. развивается творческое мышление, воображение.
    Оставить комментарий 17 Апрель 2014 at 10:54

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика