Классификация речевых нарушений




 

Здравствуйте, друзья! В сегодняшней статье Елена Барышева (логопед-дефектолог) расскажет нам о классификации речевых нарушений. В прошлой статье мы поговорили о причинах нарушений речи у детей, а здесь — о том, с какими проблемами речи идти к логопеду, все статьи по развитию речи вы можете прочитать здесь.

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая (пользуются медицинские работники), вторая – психологическая или педагогическая (пользуются педагоги, логопеды). Часто, особенно в заключениях различных комиссий, пишутся диагнозы из двух классификаций.

Классификация речевых нарушений

Классификации рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противореча друг другу, а дополняя друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

1. Психолого-педагогическая классификация

1 группа – нарушение средств общения.

Фонетико-фонематическое нарушение – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Подробнее о механизме порождения речи читайте здесь.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Творчество круглый год - Зимняя мастерская

Табличка нарушения средств общения

2 группа – нарушение в применении средств общения.

Заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

2. Клинико-педагогическая классификация

В основе лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности

Первая группа. Нарушения устной речи.

1. Расстройства фонационного оформления высказывания.

— Дисфония (афония) – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится хриплым и слабым. Если у голоса отсутствует звучность, но при этом сохраняется шепотная речь, то такое расстройство называется афония.

— Брадилалия – патологически замедленный темп речи (брадифазия).

— Тахилалия – патологически ускоренный темп речи (тахифразия).

— Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (логоневроз).

— Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (фонетические дефекты, косноязычие).

— Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (гнусавость, палатолалия, в простонародии «волчья пасть»).

— Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.

— Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота).

— Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга (распад, утрата речи).

Вторая группа. Нарушения письменной речи.

— Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

— Дисграфия – частичное специфическое нарушения процесса письма.

— Алексия и аграфия.

Связь двух классификаций

2016-08-23_131905

В следующих статьях мы более подробно поговорим о тех нарушениях, которые чаще всего встречаются в дошкольном возрасте. Чтобы не пропустить статьи подпишитесь на нашу рассылку. В ней Вы будете получать свежие статьи на тему развития речи у детей себе на почту. А в подарок за подписку мы отправим Вам книгу Елена Барышевой «Секреты развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».


Елена Барышева, специально для deti-burg.ru



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развитие и коррекция речи":

     
 

Нет комментариев

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика
    <