Здравствуйте, друзья! Сегодня у меня на сайте открывается новая рубрика «Развитие и коррекция речи», а вести эту рубрику мне будет помогать Барышева Елена – учитель логопед, дефектолог со стажем работы в дошкольных учреждениях 10 лет. Также Елена сама мама 1,5 годовалого сына Сережи. Елена, откликнулась на одно из моих писем, в котором я обратилась к своим читателям с просьбой о помощи по написанию статей. Работы с сайтом много, самой мне все темы не охватить, да и хочется, чтобы статьи были написаны специалистом в своей области.
Я очень благодарна Елене за помощь, очень надеюсь, что эта рубрика будет вам полезна и ответит на многие интересующие вас вопросы. Также мы с Еленой пообщались и решили спросить у Вас, уважаемые читатели, какие вопросы были бы вам интересны. Напишите в комментариях, какие темы вы бы хотели, чтобы Елена осветила в своих статьях или пишите свои вопросы по развитию и коррекции речи ребенка. Мы обязательно на них ответим!
И сегодня у нас первая статья в рубрике и первая в цикле статей, посвященных развитию мелкой моторики ребенка. В своих статьях Елена не только расскажет о влиянии мелкой моторики на развитие речи, поделится авторскими играми и наработками, но и даст методические указания о том, как именно надо выполнять пальчиковую гимнастику, чтобы она имела эффект. Итак, передаю слово Елене.
Мелкая моторика
Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи
Исследования М.М. Кольцовой
Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — Белобока», «Коза — Рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой (мелкой) моторики и зрительно-моторной координации.
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
Возраст | Навыки поведения |
1-2 года | Держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. |
2-3 года | Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. |
3-4 года | Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз. |
4-5 лет | Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки. |
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
Возраст | Навыки поведения |
3-6 месяцев | Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. |
6-12 месяцев | Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движения руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку. |
1-2 года | Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий. |
2-3 года | Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. |
3-4 года | Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч. |
4-5 лет | Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Копирует звезду, квадрат. |
5-6 лет | Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. |
Таким образом, развитие мелкой моторики характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Виды деятельности по развитию мелкой моторики
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики у детей условно можно систематизировать следующим образом:
1 группа: игры с пальцами
2 группа: кукольный театр
- настольный театр;
- верховой театр.
3 группа: игры с мелкими предметами
- игры с крупами и природным материалом;
- работа с мелкими игрушками;
- работа с мячом;
- выполнение узоров из мелких деталей
4 группа: игры с ручными тренажерами
5 группа: изобразительная деятельность
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- конструирование
6 группа: работа с простым карандашом
- обводка предметов по точкам;
- дорожки;
- штриховка силуэтов, рисование с помощью трафаретов и шаблонов;
- рисование по клеточкам.
В следующих статьях мы более подробно рассмотрим каждую группу. Ссылки на них будут появляться по мере написания статей. Не пропустите!
С уважением, Светлана и Елена
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
17 ответов
Оставить комментарий