Развивающее занятие по дороге из детского сада




 

Развивающее занятие по дороге из детского садаКогда ребенок посещает детский сад, да и мама работает, а вечером придя домой, ей, к сожалению, приходится уделять время быту, а не своему чаду.  Приходится вынужденно находить время для развития малыша в нестандартных, но регулярных режимных моментах, например, во время совместного приготовления ужина, во время купания и т.д.

Я со своим 2,5 годовалым сыном часто занимаюсь по дороге из детского сада. И хочу поделиться, как знакомлю сына с животным миром, развивая его познавательные способности, речь, математические способности и др.

Нужно сказать, что если я иду одна, то время, затраченное на дорогу, составляет не более 12-15 минут. С сыном наше возвращение, а вернее прогулка, длится не менее часа.

Для этого возраста очень полезно использовать один и тот же маршрут в течение длительного времени, который затем можно поменять. Правда мой сынок к таким изменениям относится очень негативно и маршрут у нас постоянный, с постоянными остановками и объектами наблюдений. Поэтому, встречая уже известное животное, нужно поддерживать интерес новыми заданиями.

Итак, по дороге домой мы встречаем: муравьев, бабочек, шмелей, мух, светлячков, жуков-солдатиков, червяков, голубей, воробьев, ворон, галок, грачей, а около детского сада находится грачевник, а также собак, кошек и котов.

В этой статье остановлюсь только на знакомстве с птицами (ворона, галка, грач, воробей, голубь).

1 блок. Познание

Нам очень повезло, на нашем пути встречается грачевник (часть лесной дачи или парка, в которой устроены грачами гнезда – из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона). В этом грачевнике гнезда не только грачей, но и галок, ворон.

грачевник

Эти птицы слетают с высоких деревьев, ходят и громко поют свои песни. В это время мы, как правило, их рассматриваем. Конечно, я называю, а теперь и сынок, этих птиц. Мы рассматриваем их внешние признаки: «Смотри, у вороны, как и у всех птиц, есть клюв, крылья, перышки…», а также признаки, характерные только для конкретной птицы: цвет оперенья, грудки, размер и др. Мы наблюдаем за действиями этих птиц. Бывает очень интересно, когда, например, вороны отнимают друг у друга кусок рыбы. Смотрим, с какой тщательностью, птицы выбирают себе строительный материал для своих гнезд. Сережа долго со мной спорил, что домик у птиц – это кормушка, которые мы делали зимой. Сейчас, он уже понимает, что домик – это гнездо, где птицы высиживают яйца, а потом из них появятся малыши – птенчики. Все видно воочию: и строение птицы, и их отличительные особенности, и чем они питаются, их повадки, и их жилище, и их пение… Только обязательно нужно проговаривать все увиденное, именно так обогащается словарь малыша. Это быстрее запомнится, чем просто рассказ или рассматривание иллюстраций в книгах и энциклопедиях.

На нашем пути также встречаются голуби, а еще чуть дальше – воробьи. Мы рассматриваем и этих птиц, следим за их повадками. Разговариваем с ними. Я обязательно беру с собой корм: хлеб (учу отламывать маленький кусочек от целого куска, что способствует развитию мелкой моторики), различную крупу, муку, речной и свекольный сахар, мелкие камушки, печенье, мелко нарезанные кусочки овощей и фруктов, траву и др. Так ребенок может воочию увидеть, а что клюют птицы, что они предпочитают больше.

Творчество круглый год - Зимняя мастерская

2 блок. Развитие речи.

Очень важно, рассказывать ребенку о событиях, явлениях это обогащает его знания, а также словарный запас. Но не нужно забывать о том, что ребенок тоже должен говорить, рассказывать, отвечать на вопросы, учась правильно строить предложения. Поэтому чаще нужно давать ему эту возможность и не торопить малыша, тем более не надо говорить: «Ты сейчас сказал неверно». Лучше сами повторите эту же фразу, только грамматически правильно. Задавайте вопросы Где? Куда? В чем? Для детей старше 2,5-3 лет уже можно задавать вопросы Зачем? Почему? Конечно, сразу они не ответят на них верно, и после неправильного ответа, вам самим придется отвечать. Но данные вопросно-ответные формы у ребенка будут откладываться в голове и уже через некоторое время они смогут вам ответить правильно.

Какие же грамматические формы можно отработать во время наблюдений:

— предложно-падежные конструкции, т.е. употребление словосочетаний с предлогами (НА веточке, ПОД деревом, В гнезде, ИЗ гнезда и др.);

— уменьшительно-ласкательные формы существительных  (перо – перышко, гнездо – гнездышко, птенец – птенчик и др.);

— формы множественного числа существительных (ворона – вороны, грач – грачи, перо – перья и др.);

— названия детенышей: вороненок, грачонок, галчонок.

Учите прислушиваться ребенка к голосам птиц: «Послушай, какая птица сейчас поет?» — это упражнение очень хорошо развивает слуховое внимание. «Как эта птичка пела?» Пусть ребенок повторит: «Кар-кар» или «Кар-кар-кар». Может он еще и не умеет считать, но уже вполне может чувствовать ритмический рисунок и повторить его.

Еще я читаю стихи. Если читать стихи, так, между прочим, в повседневной жизни, ребенок быстро их запоминает и стихи становятся неотъемлемой частью, он будет их рассказывать в нужные моменты. Для меня выучить стихотворение специально очень сложная задача, поэтому я на небольших листах бумаги пишу от руки или распечатываю понравившиеся мне стихотворения и несколько кладу в карман. В нужный момент я вынимаю и читаю. Когда стих уже выучен, я заменяю разученный стих на другой. Тренируется и моя память, и обогащаются знания и речь малыша. Стихи про птиц смотрите здесь.

3 блок.  Экология

Учу своего сына не обижать птиц, бережно к ним относиться, подкармливать. Для этого возраста этих знаний и умений вполне достаточно.

4 блок. Математика

Если кто-то учит считать своих крох, то самое простое задание – это пересчитать птиц, узнать каких больше, каких меньше и т.д.

Я не приверженец раннего развития, а за традиционное, поэтому задача на количество и счет для моего малыша (2-3 года) – это закрепление понятий ОДИН – МНОГО – НИ ОДНОГО, я еще ввожу понятие ДВА. Мы считаем:

Сколько голов у вороны?

Сколько клювов у вороны?

Сколько крыльев у вороны?

Сколько хвостов у вороны?

Сколько ног у вороны?

Сколько перьев у вороны?

Сколько глаз у вороны?

Те же вопросы я задаю и про других птиц.

Когда мы просчитали у всех птиц, можно спросить и по-другому: Чего у вороны только ОДНО? (или по одному?) Чего у вороны МНОГО?

Эти вопросы задаются, конечно, не сразу все. Например, на одной прогулке я спрашиваю только про перья у всех птиц, или спрашиваю только про одну птицу. Достаточно 2-4 вопросов, но ежедневных. Таким образом, мы закрепляем и умение элементарного счета, а также знания о строении всех птиц: у всех птиц одна голова, один клюв, два крыла, много перьев и т.д.

Я с Сережей закрепляю умение сравнивать по размеру – еще одна математическая операция.

Наблюдая за птицами можно научить ребенка элементарной ориентировке в пространстве: птица летит ВЫСОКО – НИЗКО, ДАЛЕКО – БЛИЗКО, ВВЕРХУ – ВНИЗУ и др.

Можно начать учить и ориентировке во времени, такие понятия как ВЧЕРА – СЕГОДНЯ – ЗАВТРА. «Вчера какую птицу мы видели на этой лесенке? А сегодня какая птичка сидит на лесенке? Как ты думаешь, какая птичка будет сидеть на этой лесенке завтра? Завтра проверим».

5 блок. Творчество.

Творчеством, конечно, мы занимаемся не по дороге, а дома, но очень часто это отклики именно уличных наблюдений, например, я рисую голубя, а Сережа пририсовывает зернышки, которыми мы кормили птиц или отламывает кусочки от большого куска пластилина, как от хлеба и прикрепляет их рядом с птицами и другие работы.

Годам к трем я планирую начать вести дневник наблюдений за птицами, а с начала лета – за насекомыми. Сейчас я опишу его, может кому-то пригодится.

Дневник может быть представлен в виде альбомного листа или двух альбомных листов, соединенных между собой. Для дневника наблюдений за птицами лучше всего нарисовать дерево, если есть рядом водоем – то и его тоже. У нас, например, рядом пруд, поэтому уток и селезней мы видим довольно часто. Если наблюдения планируются зимой – то еще нарисовать или прикрепить плоскую кормушку. Сделать прорези. Подготовить изображения птиц, которые встречаются в вашей местности так, чтобы их можно было вставить в прорези. Придя домой, вспомнить, каких птиц вы видели, где они располагались: под деревом, на веточке, летели в небе, в пруду, на берегу и т.д. Если вы кормили птиц, то это можно также обозначить съемными картинками.

Дневник наблюдений за насекомыми можно сделать аналогично.

Я поделилась с вами лишь малой частью тех игр, которые мы используем по дороге из детского сада. Мы наблюдаем и за другими живыми объектами, за людьми, проводим словесные игры, играем и в подвижные и многие другие. Мне хотелось лишь показать, что один и тот же объект наблюдения каждый день можно обыграть по-разному, и он каждый день будет интересен и привлекателен для малыша, все больше и больше развивая его познавательный интерес.

Хотите гулять вместе с нами? Принимайте участие в открытой неделе развивающих прогулок, и вы получите сценарии 5 прогулок.

>>>Зарегистрироваться на открытую неделю развивающих прогулок<<<

>>>Принять участие в проекте «Гуляем и ребенка развиваем» по самой выгодной цене!<<<

Хотите получать статьи по развитию речи ребенка к себе на почту? Подпишитесь на рассылку, в подарок вы получите книгу Елены Барышевой «Секреты развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

 


 

Елена Барышева, автор рубрики «Коррекция и развитие речи» специально для deti-burg.ru



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развитие и коррекция речи":

     
 

4 ответов

  1. кирв
    Елена, спасибо за отличную подборку. Мне самой трудно продумать занятия, хотя очень хочется заниматься с дочуркой. Ваша статья для меня хорошее пособие и руководство к действию. У меня вопрос: Ваш малыш (2,5года) так всем интересуется. Моя дочь (2,1) не слушает меня и смотрит посторонам, норовит убежать. Пока почти не говорит, так простые слова: мама, папа, отдай ... О стишках речь вообще не идет, сразу убегает (((( Она по природе кинестетик, не любит рассматривать картинки. Может подскажите в каком направление мне ее развивать? И возможно ли это пока она не разговаривает? Или подождать, когда она активно начнет общаться?
    Оставить комментарий 16 Июнь 2016 at 11:16
    • Елена
      Здравствуйте, Кира! Ни в коем случае ждать нельзя! С ребенком не только можно, но и нужно заниматься когда он еще в утробе матери. Если она кинестетик – то необходимо давать тот материал, который для нее понятен, пусть трогает все то, что ей нравится, а ваша задача при этом описывать словами: что она трогает, какие качества у этого предмета, т.е. то, что она может ощутить в первую очередь, потом что увидеть, услышать и т.д. какие действия может совершить или с ним можно совершить. При чем эту информацию можно дать не за один раз, а частями: сначала одно, потом другое, потом еще добавить информацию, потом может прочитать маленький стих или двустишие….. То, что ребенок не говорит в 2 и 1 не очень хорошо, но причины этого могут быть разными, возможно она и заговорит очень скоро, может быть потребуется специальная помощь специалистов. В любом случае, необходимо обогащать ее представления, пассивный словарь.
      Оставить комментарий 23 Июнь 2016 at 0:32
      • кира
        Елена,спасибо,за совет.Моя дочь действительно кинестетик и к тому же еще и холерик по темперамету. Буду пробывать объяснять все,что трогает. ))))
        Оставить комментарий 23 Июнь 2016 at 16:03
  2. Андрей Шайхылов
    Светлана не скажу, что часто это делаю, но бывает практикую тоже со своими детьми все эти блоки, о которых идет речь в вашей статье. ))) Большое спасибо, еще раз напомнили мне, что нужно не забывать об этом!
    Оставить комментарий 6 Июнь 2015 at 13:58

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях