Работа с простым карандашом – как одна из сторон развития речи




 

РАБОТА С ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМЗдравствуйте, друзья! Вот и подошел к концу цикл статей от Елены Барышевой «Развитие мелкой моторики» и в этой последней статье мы поговорим о работе с простым карандашом. Так как работа с простым карандашом не только готовит руку к письму, но и развивает мелкую моторику ребенка, а соответственно на прямую влияет на развитие речи.

До 7 лет графические изображения желательно выполнять простым карандашом , но при этом научите ребенка не пользоваться ластиком, т.к. это приучает ребенка к «праву на ошибку».

Переучивать, всегда сложнее, чем научить, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок правильно научился работать с простым карандашом.

Как правильно сидеть при письме?

Парта, стол, за которыми сидит ребенок, и стул должны соответствовать его росту. Спина должна быть прямой, плечи на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги согнуты под прямым углом, опираются всей стопой на пол или подставку.

Как расположить тетрадь?

Положение тетради отражается на почерке и посадке пишущего. Наклонное положение тетради влево (у левшей – вправо) способствует написание букв с наклоном. Угол тетради направлен в середину груди пишущего. Не следует низко наклоняться над тетрадью.

Как правильно держать ручку (карандаш)?

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца около 2 см. Указательный палец не должен прогибаться в первом суставе, это говорит об излишнем напряжении. Ручка (карандаш) удерживается большим, указательным и средним пальцами. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный – сверху. Безымянный палец и мизинец внутри ладони. Конец ручки должен быть направлен в плечо пишущего. Локоть и кисть правой руки лежат на столе. Кисть руки повернута книзу с опорой на мизинец. Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратного движения почти нет. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность. Совершенствование движений руки связано с развитием произвольного внимания, двигательной памяти, пространственных и зрительных представлений.

Как правильно держать ручку (карандаш) левшам?

Расстояние от кончика стержня (карандаша) до указательного пальца около 4 см. Рука при письме должна быть под линией письма. Тетрадь располагается под наклоном вправо примерно на 20° и сдвинута от центра тела к левой руке. Свет при письме должен падать справа.

Работа с простым карандашом

1. Обводка предметов  по точкам.

обведи по точкам

2. «Дорожки»

нарисуй дорожки


В игровой форме просим детей провести простым карандашом линию от одного предмета до другого по дорожке, ограниченную двумя линиями. Надо научить ребенка стараться не отрывать карандаш от листа бумаги и не соприкасаться с линиями границы дорожки.

3. Штриховка силуэтов, рисование с помощью трафаретов и шаблонов.

штриховка силуэтов
Проще всего обвести предмет с помощью трафарета (нужно научить ребенка обводить предмет по трафарету крепко держать свободной рукой трафарет и не двигая его). Именно поэтому лучше сначала предложить ребенку трафарет.

Сделать шаблон в домашних условиях довольно просто – вырезать из плотного картона силуэт предмета. Но научить обводить шаблон более сложная задача: свободная рука плотно прижимает шаблон, не двигает его, а обводить предмет, нужно сначала сверху (слева направо), а потом снизу (слева направо), отрывая карандаш.

В период обучения взрослый дорисовывает детали обводимому предмету, чтобы он был более красочным, тем самым учит видеть и изображать целостный предмет. Когда ребенок уже научится обводить предметы, то детали может дорисовывать сам. А впоследствии составлять картины, а может даже сочинять сказки.

Штриховка – это более длительный процесс, требует особой сосредоточенности. Но при обучении необходимо соблюдать некоторую этапность:

  • параллельными отрезками в следующем порядке: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево;
  • по косым линиям, точками;
  • круговыми линиями, полуовалами;
  • волнистыми линиями, петлями.

4. Рисование по клеточкам.

В старшем дошкольном возрасте (с 5 лет) можно ввести работу в тетрадях в крупную клетку. Но данная работа очень сложная, поэтому требуется определенный подготовительный этап: ориентировка на листе бумаге и на листе бумаге в клетку.

Подготовительный этап

1. Ребенку предлагается альбомный лист бумаги и набор геометрических фигур. Предложить рассмотреть альбомный лист, уточнить, на какую геометрическую фигуру он похож. Показать верхнюю сторону, нижнюю сторону, затем правую и левую стороны и центр листа. Для закрепления этих понятий ребенку предлагается положить геометрические фигуры по инструкции (например, положи желтый треугольник на середину верхней стороны листа и т.п.). Потом взрослый раскладывает геометрические фигуры, а ребенок называет, куда он их положил.

2. Ребенку предлагается альбомный лист бумаги и набор геометрических фигур. Предложить рассмотреть альбомный лист. Положить любую геометрическую фигуру в угол листа (например, верхний правый угол) и попросить ребенка назвать, куда вы положили фигуру: «Давай подумаем, как это место можно обозначить словами. Он действительно лежит в углу, но углов четыре, как же мы обозначим этот угол. Сверху или снизу лежит фигура? Справа или слева? Давай так, и обозначим «верхний правый угол».

Для закрепления этих понятий ребенку предлагается положить геометрические фигуры по инструкции. Потом взрослый раскладывает геометрические фигуры, а ребенок называет, куда он их положил.

Потом можно предложить такую игру. Каждому играющему предлагается альбомный лист и одинаковый набор геометрических фигур. Между играющими ставится перегородка. По очереди играющие кладут геометрическую фигуру и называют, какую и куда ее положили, остальные игроки кладут геометрическую фигуру по данной инструкции. В конце игры сравнивают, что у каждого получилось. Если есть ошибки, то уточняют в чем они.

3. Ребенку предлагается альбомный лист, расчерченный в клетку со стороной 2 или 3 см. Вырезанные фигурки овощей или геометрические фигуры (что будет способствовать творческому мышлению).

«Давай, поможем зайке посадить овощи. Начинать мы будем с первой грядки – той, которая находится в самом верху. Что мы будем сажать в первую очередь? (например, морковку). Давай вместо морковки мы возьмем оранжевые треугольники. А как же нам сажать, давай спросим у зайчика». Взрослый от лица зайчика: «Морковку нужно сажать по одной в каждую лунку, раскладывать семена правой рукой, начиная слева». Разложить несколько, остальные предложить разложить ребенку. От лица зайчика: «Помоги мне еще посадить капусту (зеленые круги). Но капусту нужно сажать по-другому в одну лунку посадить, а следующую пропустить, потом опять посадить, потом опять пропустить и т.д.»

Таким же образом заполняются другие «грядки» по различным закономерностям: две «лунки» заполнены, одна свободна; одна лунка – один овощ, следующая – другой овощ и т.п. Можно пропустить целую «грядку», т.е. сажать через строчку.

4. Следующий этап – познакомить ребенка с тетрадью: объяснить, где находится обложка, страницы тетради. Найти у листа бумаги верх, низ, правую и левую сторону. Показать, что на листе прочерчены клеточки, такие же, как грядки у зайчика. Рассказать, как держать карандаш, правильно сидеть за столом. Попробовать «посадить» (нарисовать) капусту в каждой клеточке (поставить точку в клеточке). Объяснить, что «сажать» нужно до красной полосочки (полей).

Основной этап

Ребенку до семи лет лучше предложить ребенку тетрадь в крупную клетку. Все элементы можно условно разделить на уровни сложности. На каждом уровне есть основные (базовые) графические элементы, которые обязательны для отработки.

Старайтесь, чтобы графические элементы у ребенка проходили ровно по линиям, не выступали вверх («У тебя получились не ровные палочки, а червячки. Давай сделаем их ровными»).

1 уровень. Прямые вертикальные и горизонтальные линии равные одной, двум, трем клеткам.

Основные элементы:

Дополнительные элементы:

2 уровень. Диагональные линии равные одной, двум, трем клеткам.

 Основные элементы:

Дополнительные элементы:

3 уровень. Круги и дуги.

Основные элементы

Дополнительные элементы:

4 уровень. Петли.

Основные элементы

Дополнительные элементы:

Очень полезны зрительные (срисовать по клеточкам) и слуховые диктанты (рисовать под диктовку).

Надеюсь, что данный материал будет очень полезен для Вас. До новых встреч на http://deti-burg.ru!

Елена Барышева



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развитие и коррекция речи":

     
 

7 ответов

  1. Марина
    «Дать право на ошибку»... А я своей дочке даю для занятий прописями ручку, которая себя стирает, чтобы дать ей право исправить свою ошибку. Особенно если это не корявость из-за непослушных пальчиков, а недопонятое требование: начать именно в углу клеточки, не выходить за пределы. В итоге к концу нашего «занятия» видим аккуратные ряды, а не исправленное и зачерканное. А вообще спасибо большое за полезную статью!
    Оставить комментарий 13 Ноябрь 2014 at 5:20
  2. Елена Голоштенко
    Спасибо больше за эту статью. Нам психолог как раз дала задание за лето выработать ответственность в выполнении подобных заданий, будем подсматривать и рисовать :)
    Оставить комментарий 4 Июль 2014 at 0:04
  3. Андрей
    Таки е интересные упражнения..и все так подробно в картинках...спасибо..надо запомнить ваш сайтик
    Оставить комментарий 29 Июнь 2014 at 2:12
  4. Elena
    какие хорошие упражнения, помню их из детства, очень полезные упражнения в развитии ребенка!
    Оставить комментарий 24 Июнь 2014 at 23:07
  5. Vasiliy
    Вспоминая себя, я помню, что мне очень нравилось рисовать именно простым карандашом, и это было реальное развитие, и в рисовании и в образном мышлении и умении воспроизводить объёмные картинки...
    Оставить комментарий 24 Июнь 2014 at 15:10
  6. Марина
    Всё очень правильно и точно. спасибо.
    Оставить комментарий 23 Июнь 2014 at 17:28
  7. Мария
    Елена, очень хорошая статья. Мне она как нельзя к стати. У меня ребенок любит заниматься рисованием. Благодаря Вашей статье, теперь знаю, как сделать так, что бы ему было интересно и в то же время научит его рисовать разные полосочки, делать обводку. Ну а потом перейдем на более сложные фигурки. Благодарю Вас за статью. Твит.
    Оставить комментарий 23 Июнь 2014 at 0:47

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика