Исследуя окружающий мир, малыш знакомится со всеми его характеристиками, одной из которых является цвет. И если различать цвета кроха способен почти с самого рождения, то помочь узнать их названия – задача родителей. В рамках методики Марии Монтессори для изучения названий цветов используются таблички. Наборы табличек различаются по сложности – количеству представленных цветов и их оттенков. На фото изображен самый простой набор шестью попарно окрашенными табличками. Необходимо ли покупать этот набор, чтобы учить цвета, используя методику Монтессори? Я считаю, что нет – для домашнего использования достаточно, например, вырезать из цветного картона аналогичные прямоугольники. Но важно, чтобы цвета были чистыми, карточки плотными, их было бы удобно брать и убирать на место самому ребенку.
Для обучения ребенка цветам в рамках методики Монтессори используется так называемый трехступенчатый урок. Подобный урок может быть дан малышу в возрасте около двух лет.
Трёхступенчатый урок на примере ввода понятий «жёлтый», «красный», «синий».
1 ступень. Задача первой ступени — ввести понятие (попросту показать цвет и дать ему название)
1.1.Взрослый «знакомит» ребенка с материалом.
«Это цветовые таблички. Их берут вот так, носят вот так». Взрослый показывает, как нужно брать упражнение. Затем предлагает ребёнку сделать это самому, показывает, куда можно поставить упражнение. Обратите внимание, что подобный показ позволит ребенку брать и убирать материал самостоятельно.
1.2.«Я покажу тебе цветовые таблички». Взрослый выкладывает из коробочки три таблички разных цветов. Закрывает коробочку и отставляет ее в сторону. Затем берёт 1 цветовую табличку, кладёт перед ребёнком: «Жёлтый». Произносит несколько раз с разной интонацией.
1.3. Взрослый предлагает: «Давай найдем такой же цвет, жёлтый, в одежде. Найдем такой же вокруг/в комнате», держит в руке табличку, прикладывает к любому жёлтому предмету и говорит: «Одинаковые. Жёлтый мишка». Затем предлагает ребёнку самому найти такой цвет вокруг: «Теперь ты найди все такого же цвета в комнате». Каждый раз, когда ребёнок будет находить предмет такого цвета, взрослый называет цвет и предмет. Например: «Жёлтый поднос. Желтая машинка» и т.д. Таким же образом вводятся понятие «синий» и «красный».
2 ступень. Ввод понятий в пассивный словарь. На данной ступени мы проверяем, узнает ли ребенок цвета, но не предлагаем ему самому их называть. Актуально для детей, которые еще не говорят.
Взрослый даёт задание: «Дай мне красный. Положи жёлтый сюда (показывает место). Дай мне синий». Затем перемешивает цветовые таблички и говорит: «Возьми жёлтый. Дай мне красный. Положи синий сюда. Положи жёлтый мне на коленку» и т.д. Таких вопросов должно быть довольно много. Задания могут быть абсолютно любыми. Главное, чтобы это напоминало игру, а не тест.
Если на 2 ступени выяснено, что ребенок неверно называет цвета, то возвращаемся на первую ступень.
3 ступень. Активизация словаря.
Взрослый показывает на одну из цветовых табличек и спрашивает: «Это какой цвет? А это какой цвет? Я взяла табличку. Какого она цвета. Выбери табличку. Какой это цвет?» и т.д.
Важно вводить новые цвета по одному — два, убедившись, что предыдущие усвоены. И, конечно же, имеет смысл закреплять изученное, просто называя цвет, когда он встречается в обычной жизни.
В следующей статье мы поговорим о том, как выучить геометрические фигуры по методике Марии Монтессори.
С уважением, Светлана Иванова
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Нет комментариев
Оставить комментарий