Одним из ключевых аспектов методики Монтессори является формирование у ребенка самостоятельности в самых различных сферах жизни — в быту, в самообслуживании, в выборе деятельности, партнера по общению. Столь большая роль в воспитании малыша самостоятельности отводится, так как она дает целый ряд возможностей. А именно:
Пройти оптимальный путь развития. Самостоятельность предоставляет малышу возможность быть свободным, независимым в познании мира. А задача родителя дать ребенку эту свободу и поддерживать его инициативу.
Познать самого себя. Действуя независимо от взрослого, ребенок учится жить, основываясь на своих внутренних предпочтениях, а не на указаниях извне. Он начинает прислушиваться к себе, исследовать свои возможности и ограничения.
Сформировать умение делать выбор и брать за него ответственность. Если, малыш сам выбрал работать с дидактическим материалом на столе, а не на коврике, то, что тебе, возможно, неудобно это результат твоего выбора и твоя ответственность. И самому ребенку принимать решение – остаться ли работать на столе, или перейти на коврик. И мама тут только помощник. С таких незначительных решений начинает формироваться личность, способная принимать осознанные решения и отвечать за них.
Сформировать уверенность в своих силах. Согласно методике Монтессори самостоятельность является основой для формирования самоуважения, уверенности в себе. Ребенок, который, например, может сам одеться и раздеться (а если что-то не получается, то попросить помощи) чувствует себя более уверенно, нежели тот, который в ситуации одевания теряется, не знает с чего начать или к кому обратиться. И из таких ситуаций, по крупицам складывается отношение ребенка к себе, к своим возможностям.
Развить моторики, координации движений. Выполнение любой работы самостоятельно (не с помощью ловких рук мамы) способствует развитию координации движений, моторики, внимания.
С какого возраста приучать ребенка к самостоятельности?
Вопрос довольно непростой, так как все дети, родители и ситуации разные. Скорее нужно говорить о том, в чем именно может выражаться самостоятельность малыша в том или ином возрасте. Например, выбирать, как и какой игрушкой играть, есть или не есть, ходить в туалет сейчас или нет — право малыша с самого рождения. Если же говорить о вопросах быта и самообслуживания, то верным признаком того, что можно приучать малыша к самостоятельности будет интерес к деятельности взрослых, подражание им и первые «Я сам». Важно не упустить этот момент и не отбить у ребенка желание учиться.
Примерный перечень самостоятельных дел по возрастам (все ниже перечисленное ребенок может делать с учетом его возраста, сил и возможностей):
1,6 -3 года
- Одеваться и раздеваться. В возрасте до 3лет желательно научить малыша одеваться и раздеваться. В полтора года он может снимать с себя хотя бы часть вещей, надеть шапку, помогать маме в одевании, засовывая руки в рукава, приносить и уносить одежду. К трем годам ребенок может одеваться и раздеваться почти полностью сам.
- Умываться, чистить зубы, расчесываться. Опять же мера участия родителей определяется возрастом ребенка, его навыками.
- Ходить на горшок. К двум — трем годам малыш может и выливать горшок сам.
- Кушать самостоятельно. Начинать обучать кушать можно уже с года (если не раньше).
- Помогать накрывать на стол, относить грязную посуду в раковину. В три года ребенок способен сам поставить тарелки, положить приборы, если ему предоставить подобную возможность.
- Вытирать пролитые жидкости тряпкой, собирать и уносить мусор в ведро.
- Убирать игрушки, одежду, обувь на места. С двух лет можно обучать сворачивать одежду.
- Вытирать пыль, поливать цветы, загружать стиральную машину.
4-5 лет
Все обязанности для детей до 3 лет, но теперь ребенок делает уже почти все сам. Участие мамы ограничивается контролем.
- Мыть посуду с маминой помощью.
- Застилать кровать.
- Помогать маме с покупками в магазине: найти товар по списку (если ребенок читает), положить в корзину, выложить на кассовую ленту, отдать кассиру деньги, разложить по пакетам, донести нетяжелый пакет, разложить все в холодильник.
- Готовить простые блюда с маминой помощью.
- Кормить домашних животных.
5-7лет
Все обязанности, перечисленные выше
- Мыть посуду самостоятельно.
- Раскладывать постиранные вещи по местам.
- Подметать\пылесосить, мыть пол (естественно по силам).
- Гладить с помощью мамы.
- Готовить несложные блюда.
- Полностью ухаживать за домашними питомцами, включая выгул собак.
Но прежде, чем ребенок сможет сам делать все вышеперечисленное, его нужно этому научить. И это очень большая работа для мамы!
Развивайте самостоятельность
Вот несколько принципов, которые помогут сделать процесс обучения проще:
Своевременность. Старайтесь, чтобы задача была малышу по силам, и ориентируйтесь на его стремление подражать вам или быть независимым. Обычно в полтора года начинаются первые заявления «Я сам» — отличное время, для обучения навыкам самообслуживания. Не сравнивайте своего малыша с другими. Если соседский Игорек в два года шнурует ботинки, то это не значит, что ваше чадо обязано его догнать и перегнать. Вы конечно можете потихоньку начинать обучать и своего кроху, ориентируясь на его и свою готовность.
Последовательность. Если вы вменили ребенку в обязанности надевать шапку, то пусть и дальше он надевает ее сам. Конечно, здесь маме придется внести коррективы в свои планы и закладывать больше времени на одевание, умывание, сборы и т.п.
Постепенность. Все чему учите сначала делайте сами, потом вместе с ребенком, и только потом он может сделать это сам. Любое обучение начинайте от простого к сложному, не торопитесь – всему свое время.
Обучайте в игре. Например, можно сопровождать одевание стишками, или искать червячка в трубе (руку в рукаве), искать ножку и целовать пяточку, появившуюся из штанины, просить повторить действия за мамой. Да мало ли!
Хвалите. Хвалите за старание! Старайтесь искренне радоваться любому успеху малыша.
Исправляйте ошибки корректно. Ничто так не убивает инициативу, как критика. Если ребенок сделал что-то не так, не торопитесь исправлять его сейчас же. Пусть лучше он пойдет гулять в криво одетой шапке. Позже найдите момент и покажите, как надеть шапку правильно. Не напоминайте крохе о, совершенных ранее, промахах.
Берегите отношения! Формирование у ребенка навыков самостоятельности иногда может превратиться в бой. Ребенок не хочет, мама давит, слезы, крики, истерики. Безусловно, настойчивость и последовательность – залог успешного обучения. Но стоит ли портить отношения с малышом? Может быть, сменить способ (добавить элемент игры, стишок или мамин поцелуй), пойти на компромисс (один носок одеваю я, второй ты) или найти более подходящий момент?
Формирование навыков самостоятельности дело часто непростое, требующее терпения, сил и времени. Но никто не справится с такой непростой задачей лучше, чем любящая мама. Ведь только мама знает своего ребенка как никто и умеет найти к нему подход. Хочется пожелать всем родителям испытать радость от того, что их когда-то беспомощный кроха становится все старше и начинает осваивать этот мир сам.
Развивайте самостоятельность в своем ребенке!
С уважением, Светлана Иванова
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
2 ответов
Оставить комментарий