Тематическое занятие «Грибы»



Тематическое занятие "Грибы"Сегодня мы совершим удивительное путешествие. Мы пойдем в лес. В лесу можно любоваться деревьями и цветами, можно набрать и полакомиться вкусными ягодами, можно слушать, как поют птицы. Но мы будем делать кое-что другое. Догадываешься?

А вот и загадка:

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает — повезло!

Правильно, мы пойдем за грибами!

1. Расскажем о грибах.

Цель:  расширение словарного запаса, пополнение знаний об окружающем мире.

Нам понадобится: красивая коробка или шкатулка, карточки или картинки с изображениями грибов (белый, подосиновик, подберезовик, сыроежка, опята, лисички, бледная поганка, мухомор).

Перед  ребенком появляется красивая коробка. Что же там лежит? Очень интересно! Пусть он попробует догадаться. А лежат там картинки с разными грибами. С ними мы сейчас и познакомимся.

Начнем наше знакомство с беседы. Задайте ребенку вопросы: «Ты знаешь, что грибы бывают разные? Есть съедобные грибы, которые можно очень вкусно приготовить, а есть несъедобные – поганки, их ни в коем случае есть нельзя».  Если ребенок не может самостоятельно ответить на вопросы, помогите ему.

Достаем из коробки картинки с грибами, рассматриваем их и рассказываем.

Вот это гриб. У него есть ножка и шляпка. Похожа ножка гриба на твою ножку? А шляпка похожа на мамину шляпу? Посмотри, какой красивый гриб! Это белый гриб. Как ты думаешь, почему его назвали «белым», шляпка-то у него коричневая? (Ответ – потому что у него ножка белая.)

А вот этот гриб называют подосиновик. Догадываешься, почему?  Или другое название – «красноголовик». Какого цвета у него шляпка?

А вот это – подберезовик, как ты думаешь, почему его так назвали, и где чаще всего растет этот гриб?

А у этого гриба очень интересное название – лисичка. Как ты думаешь, почему эти грибы получили такое название? Лисички обычно растут целыми «семьями».

А вот и еще грибы, которые растут целой «семьей» — опята. Растут они обычно на пнях, их очень удобно собирать и главное, можно быстро набрать целую корзину!

Этот гриб называется сыроежка. Как ты думаешь, почему ему дали такое название? Можно ли его действительно есть сырым? Посмотри, какая у этого гриба яркая шляпка. Шляпки бывают разноцветные.

Все это были съедобные грибы. Но их можно есть только в приготовленном виде. Сырыми грибы не едят.

А теперь давай посмотрим, какие несъедобные грибы нам могут встретиться в лесу. Если ты их найдешь – проходи мимо, ни в коем случае не собирай в свою корзинку.

Бледная поганка. Смотри, какой этот гриб бледный. И название у этого гриба неприятное!

А это мухомор. Какой же он красивый! Шляпка красная в белый горошек, ножка белая! Но это тоже ядовитый гриб. Его ни в коем случае есть нельзя!

2. Отгадай загадку!

Цель: развитие мышления, развитие слухового восприятия.

А теперь попробуй догадаться, про какой гриб эта загадка?

Читайте ребенку загадки, а он, смотря на картинки, пусть догадается, о каком грибе идет речь.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня. (белый)

 

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом. (подосиновик)




-->

Этот гриб хорош.

На опавший лист похож.  (подберезовик)

 

Грибочки рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой. (лисички)

 

Грибочки  букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке. (опята)

 

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд…

Хоть нас кличут … (сыроежки)

Нас сырыми не едят!

 

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня — отравится (бледная поганка).

 

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит. (мухомор)

 

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Еще больше загадок про грибы вы можете найти здесь.

3. Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Цель:  массаж ручек, развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять!                   («Шагают»  пальчиками по столу.)

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,                      (Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел,                      начиная с мизинца, поглаживая пальчики.)

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А вот этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

4. Игра «Какой гриб лишний»

Цель: Развитие мышления, памяти и внимания.

Выкладывайте перед ребенком картинки с грибами так, чтобы среди них был один гриб несъедобный. Ребенок называет каждый гриб и говорит, какой гриб лишний и почему.

5. Музыкальная игра «За грибами в лес пойдем»

Цель: Развитие музыкального слуха

Скажите ребенку, что сейчас, когда он узнал, какие грибы можно собирать, а какие нет, — самое время отправиться в лес за грибами. Проверьте, взяли ли вы корзинку для грибов. Предложите ребенку спеть веселую песенку.

Песня «За грибами» Музыка и слова З.Б. Качаевой.

За грибами в лес пойдем,
В лес пойдем, в лес пойдем. (шагаем под музыку, прихлопывая в ладоши в такт)
И грибов там наберем,
Наберем, наберем.                  (приседаем)

Полные корзинки
Принесем мы сами, ( шагаем и хлопаем в ладоши в такт)
И грибы подарим
Бабушке и маме. (хлопаем в ладоши)

Шагаем и танцуем, припевая.

6. Физкультиминутка

Все зверушки на опушке                 (Идем по кругу, взявшись за руки).

Пошли по грибочки.

Белочки скакали,                             (Прыгаем вприсядку)

Грибочки срывали.                           (Срываем «грибы»)

Лисичка бежала,                                     (Бежим)

Лисички собирала.                        (Срываем «грибы»)

Скакали зайчатки,                         (Скачем как зайчики)

Искали опятки.                       (Поворачиваемся в разные стороны, как будто ищем грибы)

Медведь проходил,                          (Идем вразвалку)

Мухомор раздавил.                         (топаем ногами).

7. Игра «Где растут грибы?»

Спросите у ребенка, где же растут грибы? Под деревьями, в траве и даже на пнях!

А теперь предложите ребенку поискать грибочки, пусть он заглянет в каждый уголок комнаты, а затем прочитайте стихотворение и выполните действия.

Да, грибы искать не просто (оглядываемся вокруг, как будто ищем грибы)

Они маленького роста ( приседаем).

Прячутся под елками ( Делаем «домик» над головой руками),

Засыпаны иголками (трясем вытянутыми ручками над головой).

8. Игра «Солнечные зайчики»

Чтобы гриб вырос, нужно солнышко. Они тянутся к солнышку. С солнышком им расти веселее. Смотри, какие веселые солнечные зайчики! Попробуй их поймать!

С помощью зеркала сделайте солнечных зайчиков на стене. Ребенок будет очень радоваться и весело «ловить зайчиков»

9. Отгадай загадку!

Но одного только солнышка мало. Что нужно еще, чтобы выросли грибы? Если ребенок не может ответить сразу или у него очень много вариантов, предложите отгадать загадку!

Мы его просим, мы его ждем,

А он как придет – мы прятаться начнем! (дождь)

 

Шумит он в рощах и в саду, но в дом не попадет.

И гулять я не пойду, пока он не пройдет. (дождь)

Спросите у ребенка, знает ли он, что такое грибной дождь. Возможно, вы получите очень веселые ответы. Помогите ему ответить правильно. Когда светит солнышко и одновременно капает дождик – это и есть грибной дождь. Вот такое интересное явление! Говорят, что в это время грибы лучше всего растут!

А теперь можете достать брызгалку и немного побрызгать на ребенка. Обычно дети радуются и начинают весело бегать и пытаться найти укрытие.

10. Игра «Расти, грибочек, и большой, и маленький!»

Цель: развитие творческого мышления.

Предложите ребенку пофантазировать и изобразить, как растут грибы. Ему нужно присесть, а затем подниматься на ножках все выше и выше. Так, постепенно, благодаря дождику и солнышку, растут грибочки. Пока грибочек «растет», приговаривайте: «Расти, грибочек, и большой, и маленький». Когда «гриб» вырастет, предложите  ребенку ответить на вопросы «Какой ты гриб? Где ты растешь? Ты съедобный или несъедобный?»



11. Игра «Скажи слово наоборот».

Цель: активизация и расширение словарного запаса.

Кидая мяч, говорите ребенку слово или фразу, а ребенок в ответ называет слово или фразу наоборот. Возможные варианты:

Большой гриб – маленький гриб

Хороший гриб – плохой гриб

Съедобный гриб – несъедобный гриб

Вкусный – невкусный

Красивый — некрасивый

12. Игра «Собираем грибы»

Цель: повторение и закрепление материала, активизация словарного запаса.

Нам понадобятся: картинки или карточки с изображениями грибов

Заранее подготовленные карточки или картинки с изображением грибов разложите на полу.

Предложите ребенку отгадать загадку, а затем отыскать этот гриб и положить его в корзиночку. Посмотрите, положит ли ребенок в корзинку поганку или мухомор.

В лесу осеннем в сентябре                       

В скучный день дождливый,                   

Вырос гриб во всей красе,                       

Важный, горделивый.                             

Под осиной его дом,                                                   

Шляпа красная на нем.  (подосиновик)

 

Повезло так повезло –                             

Грибов полное ведро!                               

Облепили целый пень,

Собирай, кому не лень!  (опята)

 

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой березкой нашел я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?  (подберезовик)

 

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нем – его трогать не станет.  (мухомор)

 

Вот красивые грибы!

Сколько шляпок разных

Среди высохшей травы

Желтых, синих, красных! (сыроежки)

 

Ну а это на полянке

Ядовитые… (поганки)

 

А самым маленьким, детям от 1,5 лет, можно предложить собирать разноцветные грибы (заранее вырезанные из цветного картона). Ребенок с удовольствием будет складывать их в корзинку, а заодно изучать цвета. 

Собираем грибы

13. Творческая минутка для самых маленьких. «Грибной дождик»

Цель: развитие творческих способностей, мелкой моторики, навыков работы с кисточкой и красками.

Нам понадобится: белый лист бумаги, акварельные краски,  гриб, вырезанный мамой заранее  (это может быть любой гриб, какой захотите).

Наклейте гриб в центр листа, а с малышом, помогая ему правильно держать кисточку в руке, нарисуйте капельки дождя – большие и маленькие. Можно капнуть краской на лист или позволить малышу размазать краску пальчиком. Это будет очень веселое занятие.

14. Аппликация «Грибная полянка»

Цель: развитие творческих способностей, мелкой моторики, навыков работы с бумагой.

Нам понадобятся: ножницы, цветная бумага, клей (ПВА или клей-карандаш), картон.

Вместе с ребенком (или заранее) вырежьте шляпки и ножки грибов. Пофантазируйте, какие грибы вы хотите видеть на картинке. Пусть ребенок разложит элементы картинки и продумает композицию. Наклейте все элементы и посмотрите, какие грибы у вас получились.

Аппликация грибы

15. Читаем вместе с мамой сказку. В.Г. Сутеев «Под грибом»

Это замечательная сказка, которую очень легко читать даже с самыми  маленькими детьми. Это сказка-загадка, над которой можно поразмышлять. Кроме того, сказка сопровождается иллюстрациями, которые обязательно нужно рассматривать с ребенком. Во время чтения делайте паузы, чтобы посмотреть картинки. Самых маленьких можно попросить показать пальчиком гриб, муравья, зайчика и т.д. С детьми постарше, которые уже умеют говорить, можно провести небольшую беседу. Задавайте ребенку вопросы по картинкам:

Какого цвета шляпка у гриба?

Где у гриба ножка?

Как называется этот гриб?

Он съедобный?

Какого еще цвета бывают шляпки у грибов?

Покажи муравья. Он большой или маленький?

А где спрятался воробушек?

Кто больше: воробушек или муравей?

От кого прячется зайчик?

Почему лисичка не нашла зайчика?

Что было бы, если бы зайку не пустили под гриб?

После прочтения сказки, задайте ребенку вопрос: как ты думаешь, почему все уместились под грибом? Порассуждайте с ребенком на эту тему.

16. Режиссерская игра по мотивам сказки «Под грибом».

Вместе с ребенком обсудите декорации, подумайте, что можно использовать в качестве гриба.

Обсудите героев, которые будут участвовать в вашей сказке. Возможно, ребенок захочет ввести новых героев.

Разыграйте сюжет сказки.  Пусть ребенок будет режиссером, а мама будет ему помогать.

Предложите ребенку разыграть конфликтные ситуации. Например, воробья не пустили под гриб. Что с ним случилось? Возможно, он весь промок, замерз и заболел, не смог летать, а тем, кто спрятался под грибом, стало жалко воробья и стыдно, что они не помогли другу. Тем более, что под грибом всем бы хватило места. Пусть ребенок пофантазирует.

Хотите интересно заниматься с ребенком каждый день?

24 сборника готовых занятий для проведения тематических неделек обеспечат вам увлекательными занятиями на целых 6 месяцев!

В каждом сборнике:

— удобный план занятий на 5 дней недели;

— подробное описание тематических игр и занятий;

— все необходимые материалы для распечатки;

— презентация недели;

— игры и занятия по теме недели на развитие мелкой моторики, речи, творческих способностей, подвижные игры и пальчиковая гимнастика!

Выбрать сборники для проведения тематических неделек можно здесь.
Если вашему малышу еще нет 2-х лет, то Вам сюда.
Любите гулять и не хотите проводить долгие занятия дома – загляните сюда.

С уважением, Светлана Иванова


Создание сайтов под ключ

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!





Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развивающие игры":

     
 

1 ответ

  1. Маша
    Шикарно!!!
    Оставить комментарий 13 Август 2015 at 20:34

Оставить комментарий

  • Рубрики сайта

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    e-mail: [email protected],
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика