Роль сказок в воспитании ребенка неоценима, будь то простые традиционные истории, сказки современных писателей или персонализированные сказки. (О последних очень хорошо рассказывает Маниченко в своих учебных материалах — они даже выпустили несколько книг: «как воспитать ребенка лидером?», «как воспитать ребенка сильным», «как воспитать ребенка умным» и т.д. Прослушать сказки вместе с ребенком можно здесь). Я в этом нисколечко не сомневалась, и даже подумывала, как бы начать писать сказки для сына. Но пока искала сюжеты и «морали», на ходу как-то сложила сказку «о медведях».
Это простая сказка о семье медведей, своеобразная жизненная история без начала и конца. Нет в ней никаких волшебных вещей и приключений, никаких «особых» уроков мужества или героизма.
Живут медведи в избушке, каждое утро медведь- папа ходит на работу, на свою лесопилку, валит лет, пилит доски, рубит дрова и развозит все это потом на своем старом грузовике по лесным избушкам, помогает зверюшкам строить и ремонтировать домики. Медведица хлопочет по дому, и воспитывает двух братьев медвежат. Но вот они поехали учиться в город, а потом, получив дипломы, вернулись в родной лес и стали ходить на работу вместе с папой, а в семье родилась Медвежонка Маша. Каждый раз сказка начинается со слов «наступило утро и пошли медведи на работу», а далее идет описание дня: будничного, выходного, праздничного. Иногда происходит и что-то неординарное.
Сын до такой степени полюбил эту сказку, что я одно время была не рада, что ее сочинила. А «беда» заключается в том, что он под нее совсем не хотел засыпать. Сын называет сказку просто «про работу» или «про медведей» и требует ежевечернего рассказа. А также во время еды, и пассивных прогулок (когда он в коляске сидит).
Сказка оказалась живучей – вот уже полгода как рассказываю ее в разных вариациях. И с некоторых пор сменила «гнев на милость» — потому что поняла, что это очень хорошая база для развивающих занятий. Теперь, любое новое предприятие я начинаю с того, что ввожу его в сказку. Например, захотелось мне сына к искусству приобщить и устроить дома небольшую картинную галерею. И рассказала я ему очередную сказку.
«Пришел как то Ежик, который мечтал стать художником и учил Медвежонку Машеньку рисовать, к Машеньке в гости. Смотрит, а она журналы рассматривает и скучает.
-Здравствуй Машенька! Ты почему такая грустная?
-Здравствуй, Ежик! Гулять мне что-то не хочется, а журналы вот не интересные попались – вздохнула Медвежонка.
— Да как же, не интересные! – возмутился Ежик. – Ты только посмотри, сколько тут красивых репродукций!
— А что такое репродукция? – спросила Медвежонка
— Репродукция – это копия картины. Художник картину рисует в одном экземпляре, да еще и большую. Раньше вон на холсте рисовали, и знаешь, какие иногда большие полотна писали! И эти картины хранятся в музеях или частных коллекциях. Но не все в музей могут попасть. Вот люди и научились делать копии с картин и потом их распечатывать в любом журнале или альбоме. Вот смотри, у тебя тут репродукция картины «Рожь» художника Шишкина, а вот это «Кувшинки» Клода Мане. Ты присмотрись, как красиво.
— И, правда! Почему я раньше на эти репродукции внимания не обратила? – удивилась Машенька.
— А давай, устроим свою картинную галерею! — вдруг предложил Ежик
Собрали они репродукции картин, попросили папу Медведя, который работал на лесопилке сделать рамки для картин, и развесили их на деревянном стенде (в варианте для моего маленького сына — стене) под открытым небом. А чтобы картины не мокли под дождем, папа Медведь соорудил для них навес. И потекли любопытные лесные звери смотреть, что же такое на этот раз придумали Машенька со своими друзьями, и приходили в восторг».
И так, идея придумана, в сказке проговорена. Но как часто бывает в жизни, у занятой мамочки не нашлось времени, сразу начать новое предприятие. И неизвестно, сколько бы я еще «готовила» картинную галерею, если бы не случай.
А история началась после того, как я не удачно поставила размораживаться ягоды для смузи в тарелке, и она оказалось на подоконнике под наклоном, которому, не имея технического склада ума, не придала значения. В итоге утром весь подоконник был залит чернично-клубничным соком.
Для того, чтобы вымыть подоконник, пришлось все вещи переложить на кухонный стол. Тут-то Саша и заметил баночку с кисточками, которую «прятала» от него до лучших времен. И я подумала, а почему бы не попробовать снова? Может быть, пришло время? Тем более, что давно уже хотела заняться рисованием, и вообще эстетическим воспитанием. И даже нашла у бабушки репродукцию картины «Рожь» Шишкина, а мой сын, узнав, что это «картина», не стал дожидаться, пока вечно занятая мама соизволит ее повесить, вбил гвоздик в стену и водрузил ее туда. Тут память напомнила и том, что у меня в запасе есть репродукции, и что вполне можно устроить настоящую «картинную галерею».
Так я и предложила сыну: «Помнишь, Медвежонка Машенька с Ежиком устроили у себя картинную галерею? Хочешь такую же?». Сын сказал, что хочет и мы стали рисовать.
Налила воду в баночку, дала гуашь, кисточки, показала, как рисовать и изобразила солнышко в верхнем углу листа. А вот дальше сын малевал сам, я лишь давала другие баночки, напоминая, что небо синее, стволы деревьев коричневые, трава зеленая, а цветы красные. И даже удивилась, какой у сына вышел рисунок. Вполне для первого раза. Мне он даже напомнил авангардистов.
Потом мы сделали тесемочки для всех репродукций и рисунка. Саша сам вбил гвоздики для них, и мы повесили свое сокровище («картину» Шишкина тоже поместили в общую кучу) на стену. Вот такая картинная галерея у нас получилась.
P.S. «Варежки» из хлопковых носочков иногда одеваю сыну на ручки, когда он их сильно расчешет (у нас аллергия). Это чтобы вопросов не возникало – с руками у нас все в порядке, все на месте.
Татьяна Страхова, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
1 ответ
Оставить комментарий