Как играть с детьми разного возраста?



Как играть с детьми разного возрастаЗдравствуйте, друзья! В прошлой статье мы с вами поговорили о том, как развивать ребенка в игре, а сегодня разберем, как играть с детьми разного возраста, чтобы игра развивала. Также разберем, какие игрушки нужны детям, и какие из них действительно развивающие?

Многие мамы задают вопрос, а где взять сюжет для игр?

Бытовые сюжеты, то, что ребенок делает сам: ест, гуляет, купается и т.д. Такие игры будут интересны маленьким детям с 1 года до 2,5. Может быть до 3 — 3,5 лет.

А с 3,5 лет ребенок уже не хочет быть самим собой в игре, он хочет быть взрослым и действовать как взрослый. И нам нужны другие ситуации, в которых на ребенка действуют другие люди. Вспоминаем куда мы ходим с ребенком: в детский сад, в поликлинику, в магазин и т.д.  И эти ситуации можно обыгрывать с детьми.

Кроме этого можно обыгрывать ситуации, которые видит ребенок в мультфильмах, которые мы читаем в сказках или просто увидели на улице.

Какие нужны игрушки? Какие игрушки развивают?

1. Сюжетные игрушки

Сейчас в магазинах все больше появляется игрушек – точных копий предметов. Например, плита, у нее и ручки крутятся, и включается подсветка и т.д.

И есть другие сюжетные игрушки – это игрушка-прототип. Где узнаваемы общие черты предмета, но все детали сделаны по минимуму. Много действовать с ним нельзя.

игрушка точная копия

 

 

 

 

 

 

 

Какая игрушка будет больше развивать детей? Конечно игрушка-прототип! Потому что с игрушкой точной копией ребенок будет нажимать на клавиши, передвигать рычажки, т.е. взаимодействовать с предметами. А цель игры передавать взаимоотношения! Т.е. такая игра будет переводить ребенка на более низкий уровень игры. Ребенка будет занимать действия с плитой, а не сюжет игры!

А если мы сделаем самодельную плиту, например, из коробки, такая игрушка более развивающая. Потому что не отвлекает внимание ребенка от игры, она не мешает придумывать сюжет, развивать взаимоотношения!

Поэтому развивающая игрушка – это не копия предмета, это прототип.

Еще один пример. Мальчику купили крепость, полностью копию настоящей крепости с рыцарями, пушками, флагами и т.д. Сначала он с жадностью накинется на нее, будет все рассматривать, хвастаться друзьям, но вскоре интерес ослабнет, так как за него уже все придумано! И он начинает просить следующий дополнительный набор к этой крепости «Мама купи, и я так здорово заиграю!». Получается, что все зависит от того купят ему игрушку или нет. Ребенок зависит от внешних факторов.

А если ту же самую крепость сделать самим или купить игрушку – прототип. Здесь нет персонажей, их надо придумать и сделать своими руками или найти в других игрушках. Она не определена по эпохе, в такой крепости может жить кто угодно, хоть Кот в сапогах! Если чего-то не хватает, можно всегда взять конструктор и достроить. И этот ребенок знает, что если ему чего-то в игре не хватает, он это сделает или найдет в других игрушках. Кто хозяин в жизни и в игре? Этот ребенок! В жизни он не чувствует себя зависимым, он чувствует себя творцом.

Получается игрушки копии – это скорее коллекционные игрушки, а не развивающие.

2. Также для игры ребенку понадобится много предметов заместителей, т.е. в свободном доступе у детей должны быть: палочки, камушки, ракушки, листики, коробки и т.д. Например, палочку в игре можно использовать, как ложку, градусник, шприц и т.д. Мы разбиваем стереотип и развиваем у ребенка творческое воображение.

Как играть с детьми разного возраста?

Дети до 1 года

1. Играет мама, малыш реагирует. Играть можно в потешки, разыгрывать роли, различные действия.

2. От 6 до 15 месяцев. Играет все еще мама, но игра полноценная. Т.е. мы закладываем основу, на которой потом разовьется игра. Например, игра «Сорока-ворона», в ней есть роли: сорока и детки (наши пальчики), есть действие: кашу варила, деток кормила (загибаем пальчики), есть воображаемое действие: как будто ворона что-то делает. Давая детям такие воображаемые потешки ((ехали-ехали в ямку бух!) мы же на самом деле не едем, но это уже воображаемая ситуация, как будто мы едем и как будто мы упали в яму), мы развиваем ребенку воображение.

Также в этом возрасте ребенок осваивает действия, мы даем ему ложку, он начинает пить из чашки и т.д.  Мы начинаем играть в простые игры, катай мяч, на куклу, дай мишку.  И вот эти действия, которые делает ребенок в первый год – это те действия, которые он будет делать потом с куклами, мишками. Игра начнется именно с этого.

Ребенок от 1,3 (4) – 1,8 (10 мес)

В этом возрасте ребенок уже почти играет, здесь очень важно начать правильно играть с ребенком, дать ему толчок к творческой игре.

Знакомим с куклой (глазки, ротик, носик, кукла ходит, кукла пляшет, сидит и т.д.). Но показываем ребенку всю ситуацию, а не одно действие! Например, кормим куклу ложкой. Такое действие ребенок повторит и сам, и играя с ним, таким образом, мы не дадим ему толчка в развитии. А нам надо стимулировать фантазию и игру ребенка, как это сделать?

Мы должны показать всю ситуацию. Например, Смотри, наша кукла Катя пришла, села на стульчик, кушать хочет, давай ее покормим? Давай наденем ей фартучек и надеваем. А это каша, ой она горячая, ну-ка я ее помешаю. Все равно горячая, давай на нее подуем. Дуем вместе с ребенком. Смотри, вроде бы каша уже остыла, давай попробуем. На тебе Катя ложечку, кормим Катю. Теперь можно снять фартучек.

Мы показали всю ситуацию ребенку, он сам бы не догадался так играть. Сам бы он покормил куклу с ложки и на этом игра бы закончилась. А мы ему дали толчок к творческой игре.

Таким образом, можно обыгрывать простые ситуации из жизни ребенка, все, что с ним происходит.

И смотрите, чему мы еще учим ребенка в такой игре, мы учим его воображать, ведь он кормит кашей куклу, а каши в тарелке-то нет.

И еще одна особенность игры детей до 1,10 г. Взяв одно действие они будут его повторять со всеми игрушками, которые попадаются им на глаза. Т.е. если он начал кормить, то он покормит все игрушки, которые находятся в доступе. Поэтому игрушки должны быть в свободном доступе.

С 1,10 до 2-х лет

1. Учимся пользоваться предметами-заместителями. Палочка= градусник, ложка, указка, шприц. Кубик= шоколадка, мыло, тортик и т.д. Таким образом, мы развиваем образное мышление ребенка. Важное правило, в одной игре использовать только один заменитель.

Например, кормим опять куклу Катю, говорим диалог, как я приводила выше, а потом произносим фразу, ой а ложки то нет! (Ложки игрушечные надо убрать, а положить палочку). Что же нам делать? Смотри, у нас есть палочка, давай она будет как будто ложка. И начинаете палочкой кормить куклу.

2. Использовать комментирование. Т.е. ребенок играет сам, а вы что-то делаете (свои дела). Например, ребенок играет грузовиком, возит на нем кубики с одного места на другое и игра повторяется. Ребенок застрял в сюжете и ему надо помочь. Вы просто говорите:  твоя машина наверно за кирпичами поехала, будет наверно дом строить? Ребенок сразу же этот замысел воплощает в жизнь и начинает строить дом. При таком комментировании вы можете увеличить длительность игры ребенка.

3. Сюжеты для игр берем бытовые или сюжеты из книг.

К двум годам такой ребенок будет изображать не одно действие в своих играх, а последовательность действий и сам будет использовать заместители.

С 2-х до 3-х лет

Ребенок уже в большей степени почти играет. Для него характерно: изображать последовательность действий, но неправильно. Например, он может сначала накормить куклу, а потом ей помыть руки. Наша задача подсказать правильность действий, но не требовать правильность выполнения.

С 2,5 лет ребенок начинает принимать на себя роль. Я — доктор, я — мама. И важно в этом возрасте играть в диалоги: Врач и пациент, мама и дочка и т.д. Но если с малышами говорили в основном мы, то сейчас должен быть диалог с ребенком.

Учим взаимодействовать с другими детьми. Для этого учим играть с партнером, например, ребенок играет в кубики, а вы говорите, давай вместе строить башню, ты один кубик поставишь, а я второй. Ребенок усвоит, что так можно играть с партнером.

К трем годам ребенок овладевает ролью в действии, повторяет с другими детьми те игры, которые вы ему показали, сам в игре использует заместители, он ведет диалог с игрушками.

С 3-х до 4-х лет

Главное в этом возрасте роль и ролевая игра. Но если ребенку не помочь, то он сам не переходит на эту ступеньку! Т.е. он так и будет повторять диалоги, которые вы с ним разыграли, и не будет придумывать сам сюжеты. Как ему помочь?

Для ребенка 3-х лет главное в игре быть как взрослый, поэтому в парной ролевой игре ему следует отдавать главную роль. В паре мама –ребенок, он будет мамой, в паре доктор – пациент будет доктором, водитель — пассажир.

И чтобы ребенок взял на себя главную роль, ему нужен предмет, который ему поможет. У врача – это сумка доктора или шапочка с красным крестом , для водителя – это руль, который ему поможет.

Как же играть? Ребенок взял главную роль, а мы побочную, но из этой побочной роли мы начинаем толкать игру вперед, мы ведем диалог, задавая вопросы ребенку. И получается вроде бы у него роль главная, но вы постоянно спрашиваете ребенка, что дальше в игре. И ребенку приходится придумывать сюжеты.

Также в этом возрасте очень важно научить разговаривать в игре со сверстниками. И очень хорошо в этом помогает игра «Телефонный разговор», т.е. ребенок из своей роли должен поговорить по телефону, например, пациент звонит доктору и т.д.  Очень хорошо играть в такую игру с детьми, которые плохо говорят или с детьми молчунами, которые играют молча. Ведь при игре по телефону жестами не обойдешься, хочешь, не хочешь надо говорить.

О том, как играть с детьми после 4 лет, мы с вами поговорим в следующей статье! Подписывайтесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить!

С уважением, Светлана


Создание сайтов под ключ

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!





Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развивающие игры":

     
 

24 ответов

  1. Анна
    Светлана, спасибо за статью, очень познавательно!! Только поправьте, повтор у Вас: "Т.е. такая игра будет переводить ребенка на более низкий уровень игры. Ребенка будет занимать действия с плитой, а не сюжет игры! А если мы сделаем самодельную плиту, например, из коробки, такая игрушка более развивающая. Потому что не отвлекает внимание ребенка от игры, она не мешает придумывать сюжет.ь взаимоотношения! Т.е. такая игра будет переводить ребенка на более низкий уровень игры. Ребенка будет занимать действия с плитой, а не сюжет игры!"
    Оставить комментарий 3 Июль 2014 at 22:48
  2. Наталья
    Хотелось бы лучше понять, почему игрушки, сделанные своими руками, подчас неказистые, лучше воспринимаются ребенком, охотнее.
    Оставить комментарий 7 Июнь 2014 at 4:47
    • Svetlana
      Игрушка, сделанная своими руками хранит тепло ваших рук, вы создаете ее с любовью и теплотой. Вы учитываете интересы СВОЕГО ребенка, а если ребенок тоже принимает участие в создании игрушки то и интерес к ней у него возрастает.
      Оставить комментарий 7 Июнь 2014 at 13:42
  3. Наталья
    Интересная статья, но в Сюжетная игрушка не закончено предложение: "Потому что с игрушкой точной копией ребенок будет нажимать на клавиши, передвигать рычажки, т.е. взаимодействовать с предметами. А цель игры передават? " А в чем цель игры не дописано. Исправьте, пожалуйста.
    Оставить комментарий 7 Июнь 2014 at 4:44
    • Svetlana
      Наталья, спасибо что написали! При копировании из Word часть текста потерялась. Я все исправила!
      Оставить комментарий 7 Июнь 2014 at 7:46
  4. tatianastrelnikiva
    У меня дочка (2 года) сама сюжеты для игр придумывает, причем фантазирует с формами, сама придумывает. Я за то, чтобы больше применять в играх то, что применяем в повседневной жизни, а не покупать специальные тематические игрушки - это разовьет фантазию
    Оставить комментарий 17 Февраль 2014 at 0:27
  5. Олег
    а наш товарищь ваще никак не хочет играть. Да ещё и сопротивляется
    Оставить комментарий 15 Февраль 2014 at 1:00
  6. Ольга Кутуева
    Светлана, новый ди3айн просто очарователен! Все так во3душно! По3дравляю! Для детей ра3ного во3раста, конечно, ра3ные особенности в проведении игр. Советы очень толковые!
    Оставить комментарий 11 Февраль 2014 at 23:30
  7. Оксана
    Очень интересная статья, правильно играть с ребенком тоже надо учиться.
    Оставить комментарий 10 Февраль 2014 at 20:44
  8. Наталья Кочеткова
    Телефонная игра у нас с внуком идет вживую по телефону, сам набираем, сам звонит
    Оставить комментарий 10 Февраль 2014 at 19:51
  9. elena
    Сейчас столько детских игрушек,заходишь в магазин и глаза разбегаются.
    Оставить комментарий 10 Февраль 2014 at 17:52
  10. Марина_
    Интересная статья, спасибо. В нашем детстве не было такого разнообразия игрушек, как сейчас. Даже есть игрушки в виде овощей и фруктов, которые можно резать. :) У нас раньше детскими деньгами были листья деревьев :)
    Оставить комментарий 9 Февраль 2014 at 14:29
    • Svetlana
      Марина, так это и хорошо! Как у нас была развита фантазия, мы при минимальном количестве игрушек играли целыми днями!
      Оставить комментарий 17 Февраль 2014 at 6:09
  11. Наталья Ярская
    Да, моя пятилетняя мадам любит руководить и учить жизни старшего! И еще требует от меня братика которого она будет няньчить и кормить, просит только родить а остальное она будет делать сама! В общем замуж ее пора...
    Оставить комментарий 9 Февраль 2014 at 1:29
  12. Игорь
    Получается, что помимо покупных, всё же не стоить забывать и про игрушки сделанные своими руками?
    Оставить комментарий 8 Февраль 2014 at 10:14
    • Svetlana
      Конечно, Игорь! Игрушки сделанные своими руками несут несут тепло и любовь и могут быть более полезными, чем покупные!
      Оставить комментарий 11 Февраль 2014 at 10:48
  13. Елена
    Нам четвертый год - когда играет сам, часто говорит за нескольких персонажей, иногда из этих разговоров узнаю, что днем в садике было :) Нас с папой тоже вовлекает - то он с машинками поехал в поход есть шашлыки и пиццу, то с папой в магазин за хлебом. Нам такие игры очень нравятся.
    Оставить комментарий 6 Февраль 2014 at 11:36
    • Svetlana
      Елена, ролевые игры - это отличная возможность узнать о том, что беспокоит ребенка.
      Оставить комментарий 11 Февраль 2014 at 10:39
  14. Ирина Зайцева
    Светлана, посмотрела на тему, сразу столько воспоминаний... Мы тоже чего только не придумывали дочками. И еще тогда не было такого разноообразия, как сейчас, но все равно было много у нас всего... А после 3 лет примерно они так любили вместе просто поиграть. У меня тогда помню, впервые время появилось что-то дома поделать...
    Оставить комментарий 6 Февраль 2014 at 11:08
    • Svetlana
      Ирина, нам тоже почти три года, и так как дочке играть не с кем приходится мне с ней играть целый день!
      Оставить комментарий 10 Февраль 2014 at 11:06

Оставить комментарий

  • Рубрики сайта

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    e-mail: [email protected],
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика
    <!-- super cache