Застенчивый ребенок – это плохо или хорошо? Давайте вместе разбираться в этом вопросе, а также поговорим о том, как воспитывать, что можно, а что нельзя делать, если у Вас застенчивый ребенок. Как помочь застенчивому ребенку стать раскованным и общительным? Ведь во многом именно от Вас зависит, вырастет малыш нервным и нелюдимым или спокойным и наблюдательным.
Часто застенчивость и замкнутость у детей – это следствие того, что ребенка не научили общаться. Получается все не так уж плохо! Нужно приложить усилие, желание, а главное понимание…
Понаблюдайте за малышом, если застенчивость не мешает ребенку, значит это не проблема. Это может быть особенности темперамента – сдержанности, интроверсии. Многим детям справиться с застенчивостью помогает разнообразный опыт общения.
Но если Вы замечаете, что робость и застенчивость мешает ребенку – отвечать на вопросы других людей, знакомиться – тогда необходимо очень деликатное вмешательство.
Я как то прочитала высказывание одного профессора, фамилию, к сожалению, не помню, но эту фразу я использую как девиз: «Нет хороших людей — есть люди, с которыми мне хорошо. Нет плохих людей — есть люди, с которыми мне плохо. Нет недостатков — есть то, что нас отличает друг от друга». Такие, например, как застенчивость, стеснительность, замкнутость. Мы разные – это важно понимать и донести до своего ребенка – мы имеем право на эту разность.
Возможно, кое-что в поведении ребенка и требует коррекции, но не переделки и не давления. А возможно, малышу просто нужна адаптация к окружающему миру. Ведь роль родителей в этом и заключается – в подготовке детей к выходу в социальное пространство.
Проявление стеснительности у детей чаще возникает в семьях с гиперопекой, у тех родителей, которые реализуются исключительно в ребенке. Такие родители подсознательно привязывают малыша к себе. Поэтому в данном случае работа нужна именно с мамой, чтобы она смогла «отпустить ребенка», дать ему почувствовать свое «Я».
Также застенчивость у детей проявляется в тех семьях, где практикуют авторитарный стиль воспитания. Ребенка загоняют в стереотип «идеального ребенка», высмеивают его недостатки (не принимая как отличия), используют жесткую систему наказаний и поощрений.
Итак, если у ребенка возникают трудности в общении, значит, настало время Вам проанализировать свое поведение, скорректировать свои методы воспитания. Старайтесь в любых ситуациях связанных с ребенком оставаться невозмутимым, доброжелательным, спокойным. Не называйте ребенка застенчивым. Известно, что любой ярлык запускает программу в нашем подсознании. Никогда не сравнивайте малыша с другими детьми, даже про себя! Дети все чувствуют, а сознание того, что они не соответствует нарисованному вами образу, даст ощущение еще большей незащищенности и неуверенности в себе.
Если в новом окружении малыш испугался, попросился на руки или хватается за вашу одежду, не стоит привлекать к его поведению внимание. Через некоторое время малыш освоится и сам отпустит руку.
Отправляясь с застенчивым ребенком в незнакомое для нег место, подготовьте его заранее. Расскажите куда вы пойдете и что там будете делать. Даже если на ваш взгляд событие незначительное о нем стоит рассказать ребенку.
Чаще играйте с малышом в ролевые игры, обыгрывайте жизненные ситуации, отрабатывайте их. Например, разговор в трамвае с кондуктором или поиск нужного отдела в магазине.
Вместе с ребенком выберите для него ответственно дело, например, он следит чтобы в доме всегда был хлеб или свежая газета с программой. Выбирайте вместе, а не за ребенка. Такое задание прибавит ощущение значимости ребенку, повысит самооценку, разовьет коммуникативные навыки.
С ребенком полезно советоваться, но конечно если Вы готовы последовать его советам! Попросите помощи у ребенка: узнать время у прохожего, ответить на телефонный звонок и т.д.
Чего нельзя делать?
— торопить робкого малыша. Это введет его в состояние психологического давления, которое ранимый малыш не выдержит. Сработают защитные механизмы психики, и он еще больше замкнется в себе. Лучше дайте малышу почувствовать себя в безопасности, приласкайте его.
— не давите на ребенка. Пусть малыш приглядится, поймет законы, которые действуют в новой ситуации. Убедившись, что ему ничего не угрожает, он успокоится.
— не кричите на ребенка. Повышенная требовательность родителей — опасна.
Помните, позитивный опыт – это лучшее лекарство от застенчивости. Нужно ли оберегать малыша от сложностей жизни, если рано или поздно он всё равно с ним столкнётся? Да это неизбежно. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними уверенным в себе, уравновешенным, не отягощённым комплексами человеком, или запуганным неудачником, привыкшем к своей второсортности.
Задача родителей создать условия для развития самостоятельности малыша и веры в себя. Не стоит «подставлять руки» на каждом шагу крохи, предоставьте ребенку определенную свободу, возможность самостоятельно принимать решения. Но ни в коем случае не бросайте его в трудной ситуации. Запомните, опыт неудач и поражений — приземляет, а опыт побед и успехов – окрыляет!
Не нужно «подставлять руки» на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребёнку определённую свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов. Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.
P.s. Рекомендую прочитать «Избалованный ребенок, как перевоспитать?», «Ребенок и папа, как наладить контакт?».
С уважением, Светлана.
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
7 ответов
Оставить комментарий