Сказкотерапия: решение детских проблем с помощью сказок



Сказкотерапия: решение детских проблем с помощью сказокПри помощи старых добрых сказок можно решить многие поведенческие проблемы детей, разрешить их внутренние конфликты и направить кипящую энергию в нужное русло. Самое главное – правильно подобрать (или сочинить) и рассказать сказочную историю. Именно в этом и заключается смысл сказкотерапии.

Люди сочиняли и рассказывали сказки с самых давних времен. И делали это они не просто так. Современные психологи доказали, что сказки оказывают большое воспитательное влияние на детей. С их помощью родители передают малышам знания о правилах поведения, говорят о взаимоотношениях между людьми. Эта необычная особенность народного творчества позволила специалистам создать новое психотерапевтическое направление – сказкотерапию.

Лечение сказкой. Сказкотерапия

Сказкотерапией называют воспитание, а иногда и исправление недостатков детского поведения с помощью иносказания, которое на бессознательном уровне влияет на эмоции и чувства. Психологи, воспитатели и родители применяют несколько видов сказочных историй для дошкольников.

1. Специальные развивающие дидактические сказки, которые повествуют об окружающих явлениях, учат детей счету, чтению и письму. В них можно встретить одушевленные буквы или цифры.

2. Через диагностическую историю можно узнать о психологических проблемах, которые малыш сам еще толком не осознает или которыми он стесняется поделиться с взрослым: одиночество, разные страхи, грубое отношение со стороны близкого человека или неуверенность в себе.

3. Психотерапевтические сказки направлены на непосредственную коррекцию детских поступков. В них очень аккуратно и ненавязчиво объясняется, как главный герой (то есть сам малыш) учится преодолевать трудности, избавляется от страхов.

4. Наконец, медитативные истории применяют для формирования у ребят представлений о важности позитивных взаимоотношений с людьми и окружающим миром. Главной их особенностью является полное отсутствие отрицательных персонажей и конфликтных ситуаций в сюжете.

И не забывайте про всеми любимые народные сказки, проверенные уже многими поколениями. Доступность сюжета, обыденная мудрость и простота способствуют воспитанию моральных качеств. Обязательно прочитайте малышу про «Курочку Рябу», «Колобка», «Репку» и т. д.

Как правильно читать сказки?

skazkoterapiya

Простое чтение книжки со сказками нельзя называть терапией. Чтобы ребенок получил знания о способах решения проблем, понял, что такое трудолюбие, храбрость, отзывчивость и чувство справедливости, рассказчик должен соблюдать определенные правила при чтении волшебных историй.

1. Сказкотерапия – важное занятие, поэтому не читайте сказки на бегу, в перерывах между совместными походами в магазин, а выбирайте спокойную домашнюю обстановку. Лучше всего рассказывать специально подобранную историю перед сном. «Волшебный» вечерний ритуал подскажет малышу, что о нем заботятся.

2. Чтение сказок полезно для детей любого возраста. Однако все же понимание двойного смысла литературных произведений приходит только в три-четыре года. Постарайтесь к этому моменту привить малышу любовь к чтению.

3. Подбирайте только качественный литературный материал, чтобы исправить поведение ребенка, а не напугать или обидеть. Заранее пролистайте книгу, ознакомьтесь с ее содержанием, подготовьтесь к выразительному пересказу. Только не стоит слишком усиленно акцентировать детей на необходимых вам моментах сказки, пусть терапия пройдет ненавязчиво.

4. С четырехлетним ребенком уже можно обсуждать прочитанную книгу, задавая, к примеру, следующие вопросы: «Почему зайчик повел себя именно так? Чего он боялся? Что помогло ему побороть свою боязнь?» Эта тактика не только позволяет малышу понять смысл истории, но и развивает у него воображение, творческое мышление и способность делать выводы.

Придумываем собственную терапевтическую сказку

Классикой сказкотерапии являются произведения замечательных психологов Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Дорис Бретт и многих других. Но и вы сами можете сочинить собственную «эффективную» историю, которая наиболее полно будет отражать проблемы малыша. Самое главное – необходимость соблюдения определенной последовательности действий. Попробуем вместе придумать сказку для четырехлетнего ребенка, который не очень любит кушать.

1. Для начала нужно понять то, что волнует вашего малыша или вас. Хорошо, если проблему можно рассмотреть «невооруженным глазом». Если же не получается, то постарайтесь внимательно присмотреться к детскому поведению.

2. Начинайте сказку с такого описания главного героя, чтобы тот сразу приглянулся ребенку. Имейте ввиду, что детям младше пяти лет очень нравятся животные или любимые мультперсонажи.

Жил-был в маленьком городке мальчик, очень-очень похожий на тебя. И лет ему было столько же, сколько и тебе. Звали его Сережа. Он очень любил играть с кубиками и машинками, кататься на велосипеде.

3. Затем наш главный герой попадает в ту ситуацию, которая представляет для малыша настоящую проблему. На этом этапе нужно тщательно разобраться в текущем положении вещей.

Но вот только не любил он кушать. Съест за обедом конфетку и больше ничего не хочет: ни маминого супа, ни бабушкиных пирожков. И вот в один прекрасный день услышал он, как кто-то рядом плачет. Прислушался, а это его животик горюет.

– Почему ты плачешь? Кто тебя обидел? – испугался Сережа.

– Я очень кушать хочу.

– Так я же конфету тебе отдал! – возмутился мальчик.

– Разве это еда? Мне ее мало, – расстроился животик.




-->

4. Теперь наш главный герой должен с честью выйти из ситуации. Подумайте, как он будет решать свою проблему. Может быть, прилетит фея с волшебной палочкой или мама поможет найти нужное слово?

Что делать? Пожалел Сережа свой животик, схватил ложку и стал кушать суп. А живот еще не наелся, урчит от голода, добавки просит. Съел Сережа картошку и спрашивает:

– Ну что, наелся?

А животик даже говорить не может – только булькает от радости и сытости. Только и смог, что «спасибо» Сереже и маме пробулькать. И так хорошо мальчику стало, что теперь он каждый день кушает мамин борщ и бабушкины плюшки.

5. После прочтения поговорите с малышом, задайте вопросы про то, как главный герой решил свою проблему. Только помните, что обсуждать следует ненавязчиво и спокойно. Не настаивайте на ответах, может быть, он просто хочет помолчать и обдумать услышанное.

6. Если сказка ребенку приглянулась, то проработайте проблемную ситуацию с помощью игры. Нарисуйте главных персонажей или проиграйте с куклами отдельные эпизоды волшебной истории. В нашем случае «малоежке» обязательно понравится ролевая игра в повара с последующей дегустацией приготовленных блюд.

Если даже вы и взяли готовую терапевтическую сказку, не стоит ее читать – выучите наизусть и с выражением расскажите, обеспечив тем самым малышу тесный эмоциональный контакт. Заинтересуйте его, и тогда сказкотерапия поможет разрешить многие психологические проблемы.

Надежда Плотникова, специально для deti-burg.ru


Создание сайтов под ключ

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!





Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Воспитание ребенка":

     
 

4 ответов

  1. Светлана
    Уже год занимаюсь сказкотерапией со своим ребенком, прим сказки для нее сочиняю сама - эффект невероятный! Ни одна кем-то сочиненная сказка не сравнится с маминой, придуманной специально для этого ребенка!
    Оставить комментарий 10 Ноябрь 2015 at 7:31
  2. Trounin
    а с какого возраста лучше начинать учить ребёнка читать?
    Оставить комментарий 9 Ноябрь 2015 at 19:25
    • Svetlana
      На этот вопрос, наверно никто не ответит. Существует несколько мнений: одни - говорят не спешить с обучением до школы, вторые советуют учить алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок. Я думаю, надо ориентироваться на вашего ребенка, если ему интересно, то можно начинать учить, если нет - то подождать.
      Оставить комментарий 12 Ноябрь 2015 at 15:25
  3. Светлана
    Действительно, с помощью сказки ребенок лучше идет на контакт и скорее расскажет о своей проблеме.Мы все выросли на сказках и верили в волшебство. С возрастом начинаешь понимать, что чудес не бывает, но желание верить в сказку все равно осталось.
    Оставить комментарий 9 Ноябрь 2015 at 19:21

Оставить комментарий

Ответить на Светлана Отмена ответа

  • Рубрики сайта

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    e-mail: [email protected],
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика