Как правильно общаться с ребенком




 

Думаем, каждый родитель согласится, что с детьми нужно уметь разговаривать. К сожалению, не всегда взрослые из-за эмоций или нехватки времени могут подобрать верные слова, чтобы донести до малыша свои мысли, желания и при этом не задеть его. Предлагаем несколько правил, которые обязательно помогут вам найти со своим чадом общую точку зрения.

Как правильно общаться с ребенком

Как правильно общаться с ребенком

1. Обсуждаем не ребенка, а его поведение

Дети непросто принимают критику, так как чрезвычайно ранимы, эмоциональны, впечатлительны и мечтают, чтобы ими гордились. Также не все они понимают намеки и недомолвки, поэтому воспринимают родительскую речь буквально.

Например, если взрослые произносят: «За что же мне такое наказание», «Ты меня со свету сживешь», то они чаще всего хотят объяснить малышу, что он поступает неверно. Но он пока не может думать отвлеченно, поэтому такую фразу понимает буквально: «Я для мамы наказание».

Поэтому нам следует говорить на понятном детям языке и оценивать не само чадо, а совершенным им поступок. Такая беседа установит между домочадцами доверительные отношения и позволит вашему чаду смело обсуждать с вами собственные проблемы, не боясь критики.

Подробнее о том, как наказывать ребенка читайте здесь.

2. Не сравниваем отпрыска с другими

А как часто ваше чадо слышит подобные фразы: «Катя рисует аккуратнее тебя», «Диму на собрании в школе никогда не ругают», «Твой старший брат домой приходит вовремя, тебя же – не докричишься»?

Психологи давно доказали, что такие высказывания часто снижают детскую самооценку, хотя мы всего лишь хотим сказать, что нужно быть пунктуальным и лучше учиться. Правильнее будет спокойным тоном уточнить: «Пожалуйста, приходи в установленное время, чтобы я не волновалась».

Конечно, никто не запрещает привести положительный пример, однако следует обойтись без сравнений: «Твоего папу коллеги ценят также и за то, что он пунктуален. Ведь это качество характеризует дисциплинированных людей».

Творчество круглый год - Зимняя мастерская

3. Не обвиняем, а учим

Неудачи малышей и подростков – это зачастую ошибки их родителей. Ведь детки умеют только то, чему их обучили, так что нельзя ожидать от трехлетнего карапуза умения читать, вышивать крестиком и т. д. Обвинениями вы добьетесь того, что он полностью откажется выполнять те поручения и задания, которые у него не выходят. Отсюда же и неуверенность, низкая мотивация и отсутствие инициативы.

Разочарованная мама может крикнуть: «Почему же ты ничего не умеешь?» Гораздо полезнее для психологического здоровья говорить другие фразы: «Давай вместе нарисуем котенка», «Попробуй вырезать снежинку еще раз», «В этот раз все получится».

4. Следим за эмоциями

Слова, произнесенные под влиянием гнева, конечно, способны принудить подростка повиноваться, но и могут лишить родителей его доверия и ожесточить его сердце.

Чтобы не разрушить тесную связь между вами и вашим отпрыском, не начинайте беседу в состоянии раздражения или злости, пусть даже он это заслужил. Обязательно выдержите паузу, досчитайте до 10 (лучше до ста) и говорите спокойным тоном, не повышая голос. Так вы скорее добьетесь необходимого результата.

Но и равнодушие в голосе также может быть воспринято детьми как отсутствие интереса с вашей стороны к их потребностям и вызвать ощущение собственной ненужности.

5. Выбираем просьбы, а не приказы

Просить всегда лучше, чем приказывать, так как требование подчеркивает неравноправие двух собеседников – родителя и ребенка. К тому же, категорические указания требуют абсолютного подчинения, что совершенно не соответствует самой главной задаче воспитания – передать детям ответственность за свою жизнь.

Бывают ситуации, когда на самом деле необходимо четкое повиновение (к примеру, безопасность малыша). В этом случае отдавайте команду ровным голосом, без грубостей и нажима. И постарайтесь пояснить дошкольнику или подростку, в чем ее смысл: «Играй с мячиком только на детской площадке, на дороге играть опасно. Там машины».

Попробуйте высказывать просьбы и приказы в положительном ключе, без использования частицы «не». Вместо фразы «Не пойдешь гулять, пока не сделаешь математику» произнесите «Когда решишь все примеры, можешь пойти с друзьями на улицу». Последнее предложение можно произнести не менее решительным, но более мягким тоном. Поверьте, это только усилит ее эффект.

6. Дозируем похвалы и наказания

Не скупитесь на поощрения, но только если они заслужены. Обязательно выразите благодарность за помощь, тем более, если чадо самостоятельно оказало ее, без ваших просьб и требований. Ласковые слова заставят малыша еще раз сделать что-то приятное для вас. О том, что мешает детям быть самостоятельными читайте здесь.

К сожалению, не всегда есть возможность обойтись без дисциплинарных воздействий. При предъявлении обвинения никогда не ограничивайтесь простой констатацией, объясните, в чем заключается вина. Только когда дети поймут, что родители продолжают любить их, несмотря ни на что, тогда наказание станет по-настоящему воспитательной мерой, а не карательной. И, конечно, соотносим возмездие с совершенным проступком.

7. Предлагаем варианты и альтернативу

Если вы хотите, чтобы дети легче шли на сотрудничество, покажите, что им это выгодно, предлагая выбор. Например: «Когда ты оденешься, сможешь выйти с папой на прогулку», «Какую кофту хочешь надеть в детский сад – красную или синюю?», «Когда уберешься в детской, сможешь посмотреть мультик». А теперь сравните такую фразу: «Если ты не будешь одеваться, то не пойдешь на улицу». Как видите, предложения со словами «когда», «какая», звучат приятнее, чем фразы со словом «если».

Попробуйте также предлагать детям альтернативные варианты, а не говорить категоричное «нет». К примеру: «Мы пока не станем рисовать красками, зато ты можешь взять карандаши».

Простые способы начать разговор с ребенком

1. Покажите заинтересованность. Когда он хочет поговорить, прекратите все свои дела, пусть даже его слова не кажутся вам интересными или важными. Если вы будете продолжать читать газету, просматривать фотографии в социальных сетях или готовить ужин, он может подумать, что у вас на него просто нет времени. Не забывайте кивать или иногда вставлять следующие слова: «согласна», «ты прав», «я тебя понимаю».

2. Используйте его имя. Собственное имя – это настоящая музыка для наших ушей. И дети от нас ничем не отличаются, к тому же это помогает заинтересовать их, прежде чем что-то объяснить или рассказать. Например: «Лена (дождитесь, пока она не отложит куклу в сторону), ужин будет готов через десять минут».

3. Установите зрительный контакт. Когда малыш видит мамин взгляд, ощущает внимание с ее стороны, это повышает и его интерес к родительским словам. Старайтесь быть рядом, чтобы он глядел прямо на вас. Если необходимо, то опуститесь на корточки или присядьте на диван, чтобы ребенок не задирал голову.

Прежде чем понять, как следует разговаривать с детьми, нужно научиться слышать их. Это показывает, что вы серьезно относитесь к их потребностям и проблемам. В таком случае ваш отпрыск станет обсуждать с вами все, что его тревожит, и научится слушать то, что вам нужно до него донести.

Надежда Плотникова, специально для deti-burg.ru



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Воспитание ребенка":

     
 

3 ответов

  1. Ирина
    Важно не просто поругать ребенка и все забыли на этом, нужно чтоб он в следующий раз вел себя по иному, сказал по-другому, отреагировал по-другому. Он должен это от вас услышать, скажите как нужно правильно!
    Оставить комментарий 1 Апрель 2016 at 8:31
  2. Егор
    Всё чётко, спасибо. Ещё читал такую штуку, что когда нужно что-то донести ребёнка, нужно присесть, чтобы быть глазами на его уровне, а не возвышаться над ним, чтобы ребёнок понял слова, а не просто прослушал их
    Оставить комментарий 20 Март 2016 at 13:16

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика