Учим математике в игре. Особенности обучения детей 3-4 лет




 

Многие родители хотят, чтобы дети научились считать и как можно раньше. Но главное не рано научить, а правильно научить. А еще очень важно, чтобы «скучная, по мнению детей, математика», стала для них интересной. В этом, конечно же, поможет игра. Если учесть, что в дошкольном возрасте игра (особенно сюжетно-ролевая) является ведущим видом деятельности, и необходима дошкольнику как свежий воздух, то нужно просто совместить эти два направления развития ребенка.

В моем личном случае, это просто необходимо. Мой сынок, которому почти четыре года, все время пребывания дома (а это не так и много, потому что ходит в садик) хочет играть. Конечно, играть с взрослым это интересно. И мне приходится те темы, которые пытаюсь планировать, подгонять под игру. Выходит за малое время, и позаниматься, и поиграть. Сейчас я приведу пример, как мы, проходя тему «СОБАКИ» обучались счету в пределах пяти, и остановлюсь на важных методических этапах: как правильно обучать.

u8PpMc95R3Q
В определенный момент наши собаки проголодались:
— Собачки хотят кушать.
— Давай их кормить.
— А сколько у нас собак?

И мы начинаем считать. Сколько у нас собак. Считаем правильно.

Выстраиваем всех собак в линию. Ни в коем случае они не должны быть, как во многих карточках, тетрадях в разнобой, потому что это особый счет, который подходит для более старшего возраста, да и сравнить количество одних предметов с другими будет очень сложно.

И вот мы начинаем считать. Считаем тоже соблюдая правила:

1 правило: маленького ребенка, примерно до 4-5 лет, нужно дотронуться рукой до предмета, т.к. в этом возрасте еще порой очень сложно переносить с одного предмета на другой свой взгляд и соответственно он может потерять какое-то количество предметов или наоборот посчитать их несколько раз. Поэтому первоначально мы обучаем детей переставлением предметов с одного места на другое, потом путем дотрагивания до предметов, потом, указывая на предмет пальцем, потом указкой и только потом мы учим считать только при помощи взгляда.

2 правило: учим называть числительные правильно и согласовывать числительные и существительные.
У нас нет числа РАЗ. У нас есть число .ОДИН. А дети в большинстве своем считают именно РАЗ, два, три… Мы должны сразу правильно приучать детей считать правильно: ОДИН (одна, одно…), два, три….
Мы считаем собак, поэтому в нашем случае это: Одна, две, три, четыре, пять собак. Или еще лучше, если это будет: Одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак. Таким образом, происходит еще и развитие речи.

Творчество круглый год - Весенняя мастерская

3 правило для этого возраста: После того как мы посчитали, мы делаем круговой жест вокруг всех собак и говорим: Всего пять собак. Для чего это делается, чтобы ребенок понял, что не последняя собачка – это пять собак. Ведь для ребенка понятие ПЯТЬ СОБАК – абстрактное, и ему надо понять, что пять собак, это совокупность всех собак, которые мы сейчас посчитали.

Итак, мы выяснили количество собак.
— Ну, давай кормить их. Что нам потребуется?
— Мисочки.
— Хорошо. А сколько мисочек нам потребуется?
— пять.
В качестве тарелочек у нас обычно крышки от контейнеров для бахил. Можно использовать обычные картонные круги.

8mxHuMUZ6Ko

Я преднамеренно даю четыре миски. - Посчитай, хватит ли тебе мисочек?

Сынок раскладывает их перед каждой собакой и считает таким же образом, как и считал собак. Обратите внимание, что, раскладывая второй ряд предметов, каждая миска ставится именно напротив каждой собаки. Только таким образом ребенок может наглядно увидеть чего больше, чего меньше и на сколько. Я однажды столкнулась с таким объяснением моему сыну. Мы пришли в гости и мы, совершенно к месту, с сыночком стали считать какие-то предметы, посчитали, а потом стали сравнивать. Но мы только начали учиться сравнивать предметы с разницей в две единицы (4 предмета и 6 предметов) и не соблюдая правила линейности, т.е. не выкладывали предметы в линию, поэтому задача стала ну совсем абстрактной. И сынок ошибся, назвав, что 6 больше 4 на 1. И я прекрасно понимаю, почему он ошибся. Он еще в своем уме не может выстроить линейную задачу, чтобы сравнить две совокупности предметов. Хотя беседа была у нас с ним приватная, но моему ребенку стали объяснять со стороны: «Ну, как же на 1 больше? Конечно, больше на 2, там же две единицы. Смотри: пять, шесть, на две единицы больше…» Естественно такого объяснения трехлетний (пусть даже почти четырехлетний) ребенок понять не сможет.

Таким образом, линейное построение предметов нам показывает, каких предметов больше, каких меньше и на сколько.

Ребенок уже сам подсказывает, что одной миски не хватает.
— Чего больше: мисок или собак?
— Собак больше?
— На сколько больше собак, чем мисок?
— На одну.
— Сколько еще мисок нам потребуется, чтобы всем собачкам хватило мисок?
— Нужна еще одна мисочка.
Я предполагала, что наши домашние питомцы будут есть воображаемую пищу, но не тут то было. Сережу удивило новое знание о собаках: оказывается, собаки едят не только мясо и косточки. Они еще любят рыбу.
— Мам, давай их покормим рыбой – сделал сынок мне предложение.
— Ну, хорошо.
— Срежь (т.е. вырежь) мне рыбок.
— А сколько рыбок нужно вырезать?
— Пять.
— А почему ты так решил, что нам нужно пять рыбок, а не четыре, например?
— Потому что собак пять.
— Т.е. столько же, сколько собак – поясняю я.

Пока я вырезаю рыб, сынок достает «прудик» вырезанный из картона, быстро находит палочку – которая становится удочкой, берет человечка – хозяина собак, который ловит в пруду рыбу. А собаки нас ждут.
Вообще, вырезать по ходу игры какие-либо предметы из цветного картона это очень хороший навык в игре. Сейчас я ему совершено схематично, силуэтно вырезаю предметы из обрезков картона. А чуть он подрастет, сам будет вырезать недостающие ему предметы в игре. И получается, что игра зависит не от имеющихся атрибутов, а от замысла.

Вот я вырезала шесть рыб. И даю сыну. Он опускает их в пруд, потом всех вылавливает его человечек и несет собачкам. Раскладывает рыбки в миски по одной и при этом считает по всем правилам. Так оказалось, что рыб шесть.

учим математике в игре
— Одна не нужна – говорит Сережа.
— Почему не нужна?
— Она лишняя.
— А сколько рыб поймал твой человечек?
— Шесть.
— А сколько надо было?
— Пять.
— Т.е. столько же, сколько и собак.
— Что нужно сделать, чтобы рыб было столько же, сколько собак?
— Отдать одну рыбку кошке.
Что он и сделал.

Еще раз подчеркиваю. Ребенок наглядно и не в уме сделал сложнейшие для его возраста математические операции. Играя, они его не напрягли совсем. Он, и я вместе с ним, играл. Данное «занятие» если его можно так назвать, продлилось минут 7-8. И этого вполне достаточно.

математика для малышей

Многим может показаться, что уж очень много повторений одних и тех же вопросов. Но это для нас, взрослых, они одни и те же. А для ребенка они всегда разные. То мы считаем собак, потом сравниваем их с количеством мисок. То мы сравниваем количество рыб с количеством собак. А это уже совершенно другая задача. И именно благодаря таким вопросам дошкольник, в данном случае 3-5 лет усваивает основные математические понятия.
Это лишь пример того, как можно играть и заниматься математикой. Вы можете взять другие количественные представления, другие предметы, например, накормить трех зайцев, или посадить четырех человечков в машины и т.д. Помните, что нужно научить и соблюдать основные правила счета.

Главное, вы играете, удовлетворяя основную потребность вашего чада, и занимаетесь с ним.

Елена Барышева, специально для deti-burg.ru



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развивающие игры":

     
 

1 ответ

  1. Анна
    Обязательно возьму ваш опыт на вооружение. Хотя сразу с двумя близнецами врят ли получится игра-обучение, надо будет попробовать сначала с одним, потом с другим. А то они слишком хулиганистые.
    Оставить комментарий 6 Март 2017 at 15:04

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: [email protected],
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика