Часто так бывает, что тема, в которой ты не являешься ни экспертом, ни профессионалом, кажется сложной. С музыкой у нас именно так и получалось. Мне все время хотелось еще чу-чуть почитать про музыкальное развитие, найти какую-то дополнительную информацию, разыскать пробные курсы для малышей. Поиск затягивался, а то, что я делала, мне виделось сущей мелочью. И нужно было побеседовать с подругой музыкантом, чтобы прозреть.
И я от души благодарю Олесю Терновую за ее одобрение моих интуитивных действий, за подсказку, и советы. Можно сказать, что с ее подачи в наших занятиях наступила новая эра – музыкальная! И хотя о системности говорить еще рано, мне захотелось поделиться с вами своим первым опытом.
Песни, попевки и хороводы
Я даже не знала, что, оказывается, есть такое название, и что подобные усилия совсем не бесполезны для музыкального развития. А суть заключается в том, чтобы пропевать слова. Не обязательно песни. Мы с сыном часто занимались тем, что по пути в магазин сочиняли ритмичные (не всегда, кстати, в рифму, хотя иногда удавалось и такое) сочинения. По принципу – что вижу, то пою.
Мы в магазин идем,
Идем и песни поем.
Птичка на дереве сидит,
Птичка на землю глядит.
Чайка по небу летит
Трактор едет по шоссе,
Мурашик по листику ползет
Весь смысл заключался именно в пении! Мы эти фразы не просто проговаривали, а именно пели, на самые простые мотивы, придуманные мною и весьма отдаленно напоминающие мелодии из мультфильмов.
Кстати! Песни из мультфильмов мы тоже пели! Самое интересное, что никогда специально не учила с сыном слова. Все происходило само собой. После неоднократного прослушивания любимых мелодий из детских мультиков, малыш начинал их петь. И уже если он не справлялся, и явно просил напомнить ему слова второго куплета, например, включалась в процесс. Иногда мы поем вместе хором, а часто ребенок просит молчать и хлопать, говорит, что он мне концерт показывает.
А еще заметила, что сын любит хороводы и всегда обращает внимание на них в мультфильмах, книгах и жизни. Мы водим хоровод с новогодними песнями вокруг елочки (летом роль елочки играет подушка на полу); устраиваем какой – ни будь игрушке день рождения и тогда хоровод дополняет песня «каравай».
Музыка в игре
А потом Олеся подсказала, как можно устроить занятие на привычных сюжетах, на примере Мамонтенка
Не откладывая в долгий ящик, решила действовать сразу. Вот что у меня получилось:
Для игры мы брали мягкие игрушки. Мамонтенком у нас был голубой слоненок, дядюшкой Моржом — пес, а Медвежонком — наш Умка. Пока готовили реквизит к игре, слушали классику — произведение Вивальди – Зима.
Вивальди сыну не понравился, так что переключила на вальс. Потом мы разыгрывали диалоги, а когда Мамонтенок «поплыл» на льдине по импровизированному морю, сын сам запел песню из фильма. Можно было бы включить фонограмму или минусовку, но, по словам музыканта, живой голос всегда лучше. Поэтому я и не наставала на другом, когда сын запел сам.
А когда мы доплыли до Африки, познакомились с Обезьянкой, тетушкой Бегемотихой и нашли маму, Обезьянка вручила сыну письмо с маркой в виде рояля (в дальнейшем, планирую в этом конверте «присылать» сыну задания по музыкальной теме) и альбом с наклейкам из серии «Атлас мира». На этот раз темой альбома стали музыкальные инструменты.
Так как Мамонтенок оказался в Африке, да и тема африканских животных у нас на данный момент самая игровая, недолго думая, решила начать знакомится с музыкальными инструментами с этого жаркого континента.
Мы наклеили в альбом наклейки и послушали записи звучания некоторых африканских музыкальных инструментов.
У меня совершено не было цели заполнить память сына новым знаниями, поэтому и не расстраивалась, когда на следующий день малыш забыл все новые названия и понятия. Целью была сама игра, только игра это была музыкальная. И сыну понравилось, и мне, кстати говоря тоже. Поэтому опыт считаю успешным.
Живая музыка
Но когда речь идет о музыке, всегда встает одна проблема – живое звучание музыкальных инструментов. Как бы не была хороша и профессиональна запись, она не передаст всей гаммы чувств и ощущений, которые можно получить слушая живую музыку. Но я нашла, по крайней мере, 3 маленьких способа познакомить сына с живым звучанием разных музыкальных инструментов.
1. Это открытые – отчетные – концерты музыкальных школ и училищ. На одном таком мероприятии мы были в конце мая. 40 минут мой активный ребенок сидел на коленях совершено спокойно и внимательно слушал, как детки разного возраста пели акопелло и играли на фаготе, балалайке, фортепиано и трубе.
2. Нашим излюбленным местом стал один подземный переход в центре города. А его «постоянные» музыканты, нас узнают. Их трое. Дуэт скрипача гитариста, и женщина, играющая на аккордеоне. У них разный репертуар, и свои пристрастия, своя манера игры, но нам они нравятся.
Много уличных музыкантов можно встретить и на главной культурной улице города, особенно в выходные дни. Я стараюсь не глушить живой интерес сына к музыке и не спешу тянуть его за собой. Стоим и слушаем вместе.
3. В нашей Нижегородской филармонии каждый год в начале лета целый месяц проходят благотворительные концерты. Это прекрасная возможность, как и для родителей, так и для … детей. Почему бы не попробовать привезти ребенка на настоящий концерт симфонического оркестра? Если ребенок не сможет сидеть смирно все действо можно будет уйти пораньше, нисколько не жалея о потраченных деньгах.
Вот такое у нас положено начало на большом пути в музыкальную страну. И я рада, что все оказалось не так сложно и даже интересно. У меня появился стимул более серьезно заняться музыкальной темой, придумать цикл занятий, чтобы была системность. И мотивация есть, потому что сын любит петь и слушать музыку.
Татьяна Страхова, специально для deti-burg.ru
P.s. Если Вы хотите уделить больше внимания изучению музыкальных инструментов с ребенком, то скачайте бесплатную тематическую недельку здесь.
А если Ваш ребенок собирается пойти в детский сад первый раз, то принимайте участие в открытой тематической недельке «Иду в детский сад».
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
1 ответ
Оставить комментарий