Сегодня я хочу рассказать о дидактической игре «Кормушка для птиц», которая преследует и экологические цели, и цели по развитию речи, а также по обучению детей математике.

Эту игру я делала почти 15 лет назад. Тогда еще далеко не у каждого были компьютеры и цветные принтеры, поэтому приходилось или находить картинки, или все рисовать. Вот и моя игра нарисована, а сейчас достаточно воспользоваться Интернетом.
Итак, необходимо поле (у меня это два альбомных листа), на котором нарисована кормушка. На самой кормушке и около нее есть прорези. А также вырезанные зимующие или кочевые птицы (т.е. те, которые к нам прилетают зимовать – это клесты, снегири, свиристели и т.д.) У меня птицы нарисованные на довольно плотной бумаге, отделаны скотчем, а сзади сделан «хвостик». Он приделан именно посередине птицы и сверху и снизу прикреплен к птице скотчем. Именно такое крепление позволяет «хвостику» не отрываться и крепко держаться на поле.
Теперь можно и играть, и обучать.

Изначально я делала эту игру, как своеобразный «календарь» за прилетающими к кормушке птицами, который очень подойдет для маленьких детей. Этим детям достаточно после прогулки вспомнить, каких птичек они кормили, или каких птичек они видели, чем кормили. И даже не обязательно, что вы сделаете кормушку и будете каждый раз сыпать корм именно в эту кормушку. Потому что когда прилетят птицы – не известно, скорее всего они будут клевать в ваше отсутствие, а малышу важен не результат, что птицы будут накормлены, а сам процесс – как же птицы клюют. Поэтому целесообразнее брать различный корм, и кормить тех птиц, которые встретите (обычно это голуби, воробьи, утки). Когда с малышом кормите птичек, обязательно называйте птиц, их части тела, обговаривайте интересные моменты, например, как воробей отнял у голубя кусочек хлеба и т.п.
Для детей постарше, с 4,5-5 лет, можно уже учить думать и анализировать. Для этого нужно повесить кормушку и регулярно подкармливать птиц. Каких птичек увидели – вставляем после прогулки на нашей кормушке. А для детей 5-7 лет можно завести так называемый «календарь наблюдений», сделать табличку и заносить в нее какой корм насыпали, кто прилетал. Но порой, бывает трудно отследить, какие птички прилетали, ведь они чаще лакомятся в отсутствие людей. Можно предложить ребенку подумать, а были ли птицы сегодня, как можно определить, какие птицы были? Ну конечно, по следам. Предложите ребенку быть следопытом и найти, чьи же это следы? Зарисуйте их, понаблюдайте в природе, у каких птичек такие же следы, можно поискать в Интернете.
Через неделю (две, месяц – в зависимости от заинтересованности вашего ребенка) сделайте вывод: какие птицы чаще прилетали, а какие реже и зависит ли это от того корма, которым наполняете кормушку?
Можно также обратить внимание ребенка, что если в одно и то же время наполнять кормушку кормом, то птицы будут к этому времени прилетать к кормушке и ждать угощение.
2. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Конечно, я как логопед, это пособие приспособила для решения речевых задач. Итак, в какие игры (больше правда похоже на режиссерские, а не дидактические) можно поиграть.
— отработка предложно-падежных конструкций:
1 этап: сначала вы рассказываете какую-нибудь историю про птиц, которые прилетели к кормушке, используя различные предложно-падежные конструкции, а ребенок выкладывает птиц
Пример.
Стоит одиноко кормушка. Ни одной птички нет – не потому что тепло, нет, просто в кормушке пусто. Но вот пришел Сережа (имя ребенка). И насыпал корм. Тут же подлетела ворона и села НА КОРМУШКУ. Посмотрела, немного поклевала и перелетела на веточку ПОД КОРМУШКОЙ. Но вот прилетел любопытный воробей. Он был очень голодным – залетел прямо В КОРМУШКУ – и стал жадно клевать. Тут же прилетел голубь, но он сел на веточку НАД КОРМУШКОЙ, с любопытством поглядывая на воробья…
И так далее… Обратите внимание на понимание таких предлогов, как ПОД, НАД и МЕЖДУ. Обычно дети ошибочно понимают их значение или не понимают вовсе.
Можно придумать и разыграть различные диалоги между птицами.
2 этап: когда ребенок уже сам употребляет предложно-падежные конструкции. Но здесь важно не просто поменяться местами: ребенок рассказывает, а вы выставляете картинки. На этом этапе важно, чтобы ребенок назвал то местоположение, где находится птица (по отношению к кормушке или другим птицам). Поэтому вы по одной птичке выставляете, а ребенок сочиняет (но чаще повторяет ваши варианты, поэтому они должны быть не шаблонные, а красноречивые).
— понимание и употребление приставочных глаголов.
Таким же образом, как и предложно-падежные конструкции можно отработать приставочные глаголы с корнем -ЛЕТ-: слетел, подлетел, улетел, залетел, прилетел, влетел и т.д. и корнем –КЛЕВ-: склевал, полевал, заклевал и т.д.
— «Кого не стало?»
Данная игра поможет отработать употребление существительных в Р.п., а также развивать память и внимание.
Игра очень распространенная. Сначала всех птиц высаживаем на кормушку, просим ребенка запомнить тех птиц, которые прилетели полакомиться. Затем попросите ребенка закрыть глаза (в игровой ситуации — сходить еще за кормом для птиц), вы убираете одну из птиц (а может быть и две), просите открыть глаза (дать корм), а малыш называет кого не стало. Важно, чтобы ребенок правильно употребил в нужной форме: не стало ВОРОБЬЯ, ДЯТЛА (а не дятела, как часто дети употребляют).
— отработка притяжательных прилагательных и согласования существительных и прилагательных в роде.
в употреблении притяжательных прилагательных дети очень часто делают ошибки, например, воробышенский вместо воробьиный, воронячий вместо вороний и тому подобное. Поэтому такого рода прилагательные тоже требуют отработки и данная игра нам может помочь. Только надо добавить к игре один элемент. Лучше если это будет нарисованная еловая веточка. Как же играть?
Вставляете птичку, прикрываете ее еловой веточкой так, чтобы была видна лишь небольшая часть птицы, например, клюв, а потом спрашиваете, кто же прилетел полакомиться, ЧЕЙ КЛЮВ? Если ребенок отвечает, что это клюв воробья, не говорите, что это неправильно, а уточните у малыша: «Как называется этот клюв?» — воробьиный.
Оставляйте разные части тела птицы, чтобы малыш мог еще и поупражняться в согласовании существительных и прилагательных в роде: КЛЮВ – м.р., КРЫЛО – ср.р., ЛАПА – ж.р., а можно еще спросить ЛАПЫ, тогда мы затронем еще и число существительных и прилагательных. Вообще, от того на сколько точно вы зададите вопрос, будет точным и ответ ребенка.
3. ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Тут все очень просто:
— находим количество птиц, которые находятся в кормушке;
— закрепляем порядковый счет: какая по счету птица прилетела к кормушке (первая, вторая и т.д.);
— сравниваем количество разных птиц (кого меньше воробьев или синиц и на сколько?);
— решаем элементарные задачи (в кормушке сидело пять птиц, потом прилетело еще две. Сколько всего птиц прилетало к кормушке?)
— считаем парами – это для детей 6-7 лет (в кормушке сидят синичка, ворона, голубь. Каждому нужно насыпать по два кусочка хлеба. Сколько всего кусочков нужно?)
P.s. Как изучать математику в игр" читайте в этой статье.
Елена Барышева, специально для deti-burg.ru
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">
Нет комментариев
Оставить комментарий