ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ»

 

Сегодня я хочу рассказать о дидактической игре «Кормушка для птиц», которая преследует и экологические цели, и цели по развитию речи, а также по обучению детей математике.

дидактическая игра кормушка для птиц
КАК СДЕЛАТЬ ИГРУ

Эту игру я делала почти 15 лет назад. Тогда еще далеко не у каждого были компьютеры и цветные принтеры, поэтому приходилось или находить картинки, или все рисовать. Вот и моя игра нарисована, а сейчас достаточно воспользоваться Интернетом.

Итак, необходимо поле (у меня это два альбомных листа), на котором нарисована кормушка. На самой кормушке и около нее есть прорези. А также вырезанные зимующие или кочевые птицы (т.е. те, которые к нам прилетают зимовать – это клесты, снегири, свиристели и т.д.) У меня птицы нарисованные на довольно плотной бумаге, отделаны скотчем, а сзади сделан «хвостик». Он приделан именно посередине птицы и сверху и снизу прикреплен к птице скотчем. Именно такое крепление позволяет «хвостику» не отрываться и крепко держаться на поле.

Теперь можно и играть, и обучать.

обучающая игра про птиц
1. ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ

Изначально я делала эту игру, как своеобразный «календарь» за прилетающими к кормушке птицами, который очень подойдет для маленьких детей. Этим детям достаточно после прогулки вспомнить, каких птичек они кормили, или каких птичек они видели, чем кормили. И даже не обязательно, что вы сделаете кормушку и будете каждый раз сыпать корм именно в эту кормушку. Потому что когда прилетят птицы – не известно, скорее всего они будут клевать в ваше отсутствие, а малышу важен не результат, что птицы будут накормлены, а сам процесс – как же птицы клюют. Поэтому целесообразнее брать различный корм, и кормить тех птиц, которые встретите (обычно это голуби, воробьи, утки). Когда с малышом кормите птичек, обязательно называйте птиц, их части тела, обговаривайте интересные моменты, например, как воробей отнял у голубя кусочек хлеба и т.п.

Творчество круглый год

Для детей постарше, с 4,5-5 лет, можно уже учить думать и анализировать. Для этого нужно повесить кормушку и регулярно подкармливать птиц. Каких птичек увидели – вставляем после прогулки на нашей кормушке. А для детей 5-7 лет можно завести так называемый «календарь наблюдений», сделать табличку и заносить в нее какой корм насыпали, кто прилетал. Но порой, бывает трудно отследить, какие птички прилетали, ведь они чаще лакомятся в отсутствие людей. Можно предложить ребенку подумать, а были ли птицы сегодня, как можно определить, какие птицы были? Ну конечно, по следам. Предложите ребенку быть следопытом и найти, чьи же это следы? Зарисуйте их, понаблюдайте в природе, у каких птичек такие же следы, можно поискать в Интернете.

Через неделю (две, месяц – в зависимости от заинтересованности вашего ребенка) сделайте вывод: какие птицы чаще прилетали, а какие реже и зависит ли это от того корма, которым наполняете кормушку?

Можно также обратить внимание ребенка, что если в одно и то же время наполнять кормушку кормом, то птицы будут к этому времени прилетать к кормушке и ждать угощение.

2. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Конечно, я как логопед, это пособие приспособила для решения речевых задач. Итак, в какие игры (больше правда похоже на режиссерские, а не дидактические) можно поиграть.

— отработка предложно-падежных конструкций:

1 этап: сначала вы рассказываете какую-нибудь историю про птиц, которые прилетели к кормушке, используя различные предложно-падежные конструкции, а ребенок выкладывает птиц

Пример.

Стоит одиноко кормушка. Ни одной птички нет – не потому что тепло, нет, просто в кормушке пусто. Но вот пришел Сережа (имя ребенка). И насыпал корм. Тут же подлетела ворона и села НА КОРМУШКУ. Посмотрела, немного поклевала и перелетела на веточку ПОД КОРМУШКОЙ. Но вот прилетел любопытный воробей. Он был очень голодным – залетел прямо В КОРМУШКУ – и стал жадно клевать. Тут же прилетел голубь, но он сел на веточку НАД КОРМУШКОЙ, с любопытством поглядывая на воробья…

И так далее… Обратите внимание на понимание таких предлогов, как ПОД, НАД и МЕЖДУ. Обычно дети ошибочно понимают их значение или не понимают вовсе.

Можно придумать и разыграть различные диалоги между птицами.

2 этап: когда ребенок уже сам употребляет предложно-падежные конструкции. Но здесь важно не просто поменяться местами: ребенок рассказывает, а вы выставляете картинки. На этом этапе важно, чтобы ребенок назвал то местоположение, где находится птица (по отношению к кормушке или другим птицам). Поэтому вы по одной птичке выставляете, а ребенок сочиняет (но чаще повторяет ваши варианты, поэтому они должны быть не шаблонные, а красноречивые).

— понимание и употребление приставочных глаголов.

Таким же образом, как и предложно-падежные конструкции можно отработать приставочные глаголы с корнем -ЛЕТ-: слетел, подлетел, улетел, залетел, прилетел, влетел и т.д. и корнем –КЛЕВ-: склевал, полевал, заклевал и т.д.

— «Кого не стало?»

Данная игра поможет отработать употребление существительных в Р.п., а также развивать память и внимание.

Игра очень распространенная. Сначала всех птиц высаживаем на кормушку, просим ребенка запомнить тех птиц, которые прилетели полакомиться. Затем попросите ребенка закрыть глаза (в игровой ситуации — сходить еще за кормом для птиц), вы убираете одну из птиц (а может быть и две), просите открыть глаза (дать корм), а малыш называет кого не стало. Важно, чтобы ребенок правильно употребил в нужной форме: не стало ВОРОБЬЯ, ДЯТЛА (а не дятела, как часто дети употребляют).

— отработка притяжательных прилагательных и согласования существительных и прилагательных в роде.

в употреблении притяжательных прилагательных дети очень часто делают ошибки, например, воробышенский вместо воробьиный, воронячий вместо вороний и тому подобное. Поэтому такого рода прилагательные тоже требуют отработки и данная игра нам может помочь. Только надо добавить к игре один элемент. Лучше если это будет нарисованная еловая веточка. Как же играть?

Вставляете птичку, прикрываете ее еловой веточкой так, чтобы была видна лишь небольшая часть птицы, например, клюв, а потом спрашиваете, кто же прилетел полакомиться, ЧЕЙ КЛЮВ? Если ребенок отвечает, что это клюв воробья, не говорите, что это неправильно, а уточните у малыша: «Как называется этот клюв?» — воробьиный.

Оставляйте разные части тела птицы, чтобы малыш мог еще и поупражняться в согласовании существительных и прилагательных в роде: КЛЮВ – м.р., КРЫЛО – ср.р., ЛАПА – ж.р., а можно еще спросить ЛАПЫ, тогда мы затронем еще и число существительных и прилагательных. Вообще, от того на сколько точно вы зададите вопрос, будет точным и ответ ребенка.

3. ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Тут все очень просто:

— находим количество птиц, которые находятся в кормушке;

— закрепляем порядковый счет: какая по счету птица прилетела к кормушке (первая, вторая и т.д.);

— сравниваем количество разных птиц (кого меньше воробьев или синиц и на сколько?);

— решаем элементарные задачи (в кормушке сидело пять птиц, потом прилетело еще две. Сколько всего птиц прилетало к кормушке?)

— считаем парами – это для детей 6-7 лет (в кормушке сидят синичка, ворона, голубь. Каждому нужно насыпать по два кусочка хлеба. Сколько всего кусочков нужно?)

P.s. Как изучать математику в игр" читайте в этой статье.

Елена Барышева, специально для deti-burg.ru

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развивающие игры":

     
 

Нет комментариев

Оставить комментарий

  • Рубрики сайта

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика