Активные прогулки, как элемент раннего развития ребенка




 

Первый вопрос, который  возникает у меня в голове, когда  в очередной раз сталкиваюсь в разговоре или на мамских форумах с недовольством мам детскими площадками и вообще прогулками, а любит ли гулять сама мама?

Вопрос не праздный, потому что от того, как вы на него ответите, зависит не только удовольствие или недовольство ваше и ребенка, но и возможности использовать прогулки в своей системе развития и обучения.

Активные прогулки, как элемент раннего развития ребенка

В разговорах с мамами я столкнулась с таким феноменом, что до рождения детей многие из них гуляли много, активно ходили пешком, занимались спортом, а вот сейчас их раздражает все: от долгих сборов ради каких-то 1,5-2 часов прогулок до бездумного сидения на детских площадках.

На мой взгляд, тут два ответа.

1. Что до беременности вы любили не прогулки сами по себе, а комфорт на прогулках.

2. Что просто не знаете, чем же себя занять, пока чадо лепит куличики, или рисует мелками.

Как бороться с первым вариантом, честно скажу, не знаю. Прогулки я люблю на столько, что наличие ребенка и даже вынужденная корректировка маршрута пути или занятий, ни в коей мере не нарушает моего дискомфорта. Скорее наоборот: вынужденное сидение дома (например, по болезни) способно сильно испортить мне настроение, особенно та фаза выздоровления, когда на улицу еще нельзя, но ребенок уже активен дома. Заниматься весь день развивающими занятиями не реально, сидячие задания надоедают быстро, игрушки ребенку тоже надоедают быстро. В общем, и Саша, и я очень страдаем от отсутствия прогулок, мы начинаем маяться и сердится.

Возможно, я не права, но иногда мне кажется, что нелюбовь к прогулкам появляется еще от неорганизованности быта и режима дня. Если прогулка, как какое-то масштабное событие, спонтанна и нарушает все планы, сроки и режимы, то, наверное, она действительно вносит дискомфорт в жизнь мамы и детей.

С самого рождения Саши, с нашей первой прогулки у нас сформировался режим дня, который, конечно же, менялся с ростом сына, корректировался мною, но в целом имеет четкую структуру и служит нам.

Попробуйте поработать в этом направлении, возможно, ваши прогулки настолько гармонично впишутся в вашу новую жизнь с малышом, что вопросов больше возникать не будет.

А вот вопрос об однообразии прогулок  рассмотреть можно с разных сторон.

Первое, на что я хочу обратить внимание, это чередование пассивных и активных прогулок. Под пассивными прогулками  понимаю тот род деятельности, когда я активно иду, выбираю маршрут, а сын едет в коляске или велосипеде, и его движение напрямую зависит от меня. Знаю, что есть очень активные дети, которые с определенного возраста не сидят в колясках, но не торопитесь разочаровываться, а прочитайте до конца. Возможно уловив мою мысль, вы сможете понять главное и аналогично вычленить свои более пассивные и более активные виды прогулок. Главное, как говорится идея.

Мне повезло, с моим ребенком можно договориться. Например, он готов расплакаться от того, что  хочу посадить его в прогулочную коляску, но я ему обещаю, что мы доедем до бабушки, а там будем гулять в саду пешком. Он соглашается. Но помните, обещания всегда выполняйте! Или не обещайте и решайте вопрос как то по-другому.

Когда я обычно практикую пассивные прогулки? Когда мне надо довезти из пункта А в пункт В  какой то груз – сами понимаете, бегать за вырывающимся ребенком по улицам с килограммовыми сумками нереально. Я так сыну и говорю: прости, но я не могу вести коляску / нести сумку и одновременно с тобой бегать, потерпи до дома (или пункта назначения) и мы там погуляем пешком.

Иногда сын сам просится в коляску, например, на улице моросит, и он мне предлагает: «мама ты посади меня в коляску, накрой клееночкой и мы будем гулять ».

Что я использую еще? Разные, но знакомые сыну маршруты. У нас в арсенале есть несколько. Самый любимый, конечно, это в гости к бабушке. У бабушки, которая живет в частном доме (мы живем в селе, но наша с мужем семья снимает квартиру), у нее есть сад огород, в котором много чего интересного. В своем плане занятий с сыном я даже выделила такую строку, как «огород-обучение», потому что мы там не только играем, но и развиваемся, и даже пробуем выполнять сельхоз- работы (поливать, сажать крупные семена, мыть садовую посуду).

2016-06-29_111956

В хорошую погоду мы ходим, на источники, к папе на работу,  раз в неделю – в библиотеку, реже – по гостям.

Кстати,  почти у всех маршрутов есть и вторая функция — обучающая.

Творчество круглый год - Весенняя мастерская

У многих  ответственных и творческих мам (у каждого в свою сторону) есть перекосы в желаниях объять необъятное в развитии своих малышей. После того наплыва информации, которым пестрит Интернет, просто прогулки кажутся пресными и скучными. В действительности это не так, и даже если вы не разыгрываете сюжетных игр, не участвуйте в веселых квестах, и не придерживаетесь каких либо сценариев, любая прогулка работает на вас. Приведу пример, как лично я «разобрала» все свои  маршруты на предмет их обучающей составляющей, и полная картина удивила меня саму.

Маршрут – храмы

Не буду в данной статье касаться духовной стороны вопроса, которая лично для меня важна, рассмотрю эстетическую и математическую составляющую.

Центральная часть монастырского комплекса с величественными соборами, колокольней, соборной площадью, и прилегающей территорией, оформленной по всем правилам ландшафтного дизайна, не может оставить равнодушным. Здесь по-настоящему красиво. Но я задалась целью выяснить, сколько пользы мой сын получает от этой прогулки.

И так, на мой взгляд, на такой прогулке происходит считывание огромных объемов информации о гармонии, пропорции, симметрии, величинах, золотом сечении (пассивная математика?). А также о видах искусства — архитектура, скульптура, живопись, иконопись, мозаика, музыка, ландшафтный дизайн.  Восприятие всего этого касается всех органов чувств: звуки, запахи, тактильные ощущения, цвета. Если все перечисленное мама – комментатор задастся целью объяснить, хотя бы отчасти (как делаю это я), то вот вам и готовый сценарий для прогулок с вариациями.

Стадион

Это наглядное пособие для малыша о спорте. Не важно, что он пока мал и не активно воспринимает данный вид маршрута, то, что он видит, отпечатывается в его сознании. А видит он как мальчики играют в футбол, другие — в волейбол, третьи бегают вокруг стадиона по беговой дорожке. Кроме того, на стадион мы ходим не ради развлечения – я там занимаюсь спортом: прыгаю через скакалку и кручу обруч. Вот вам и еще один обучающий фактор    — собственный пример. Можно даже ничего не комментировать и особо не привлекать малыша к занятиям (например, Саша копается в песочнице, которая тоже есть на стадионе, пока я прыгаю), но поверьте, детки все запоминают. Когда я говорю, что мы идем на стадион, сын спрашивает меня: «ты прыгалки не забыла? Мама, а мы мячик берем?».

Библиотека

Данный маршрут я практикую раз в неделю. Отнести его чисто к прогулочному не получится, потому что часть времени проходит в помещении. И, тем не менее, сын воспринимает поход в библиотеку как часть прогулки, потому что по заведенной традиции ходим мы туда  и обратно, пешком (за редким исключением).

Библиотека у нас в селе шикарная, и могла бы по соперничать со многими городскими. Секрет здесь, скорее всего, кроется в коллективе – библиотекари  у нас энтузиасты. Любители своего дела, и что немаловажно люди открытые, способные интегрироваться в современные реалии.

Дошкольный отдел детской библиотеки привлекателен особенно. Он оформлен как сказка, с любимыми героями мультиков и сказок. Там есть домик-палатка для малышей, много мягких игрушек, конструктор-лего, пазлы, приспособления для рисования, аквариум с рыбками и много красочных книжек для малышей и их мам.

Саша у меня обожает ходить в библиотеку. Несмотря на то, что он там в основном играет с игрушками и «прячется» в домике –палатке, обучающий фактор срабатывает все равно. Во-первых, ребенок, видя столько книг, задает мне вопрос, почему их так много и внимательно слушает ответы, во – вторых, у него есть возможность самому выбирать книги. Он даже вывод сделал: «мы были в библиотеке, и мама брала книги сверху, а я снизу».  Кроме того, там всегда проходят  презентации и выставки книг и поделок (при библиотеке есть детские и подростковые кубы и кружки).

Походы на источник, еще одна кладовая вопросов- и ответов. Помимо часовен и икон, малыш видит красиво оформленные деревянные беседки и купели. Ему интересно, откуда берется вода, и пока он не понимает, почему из-под земли. Пытается идти за ручейком и увидеть, что родник действительно потом впадает в реку. Я знаю много полезного о растениях и, пользуясь моментом, рассказываю, чем отличаются водные и влаголюбивые виды, от засухоустойчивых. Еще, он все пытается найти там уток, ведь на всех картинках уток рисуют плавающими на реках и озерах. Мое предположение, что утки могут бояться шумных людей, приезжающих купаться и набрать воды в канистры, похоже, удовлетворили его не до конца.

Народные гуляния

Мы живем в селе и если говорить о культурно-социальной составляющей, то надо быть очень пытливым и жизнерадостным, чтобы уметь находить и видеть то, что примерно и описываю вам в своих прогулках. В целом же, конечно в городе возможностей больше, но используют ли их всесторонне городские жители? Наверное, поэтому, в селах так популярны всякие народные гуляния и культурные программы, посвященные праздникам, и мы с Сашей активные их участники. Это еще одна сторона развития. Здесь и социальная составляющая, то, что совершенно чужие люди собираются вместе ради торжества, и срез жизни. Можно познакомиться с  ремеслами, пройти мастер-классы, купить продукцию мастеров-умельцев. Например, на Пасху Саша даже посетил мастер-класс по созданию «бумажного» яйца на шпажке. Он оказался самым младшим активным участником, и хотя ему помогали ведущие, он все-таки склеил свое яйцо по шаблону!

Гараж

Эта папина работа – мастерская по ремонту машин. Туда мы тоже ходим. Пока еще не помогать (о чем мечтает муж), а просто смотреть, но для меня и это важно. Ребенок должен видеть и реальный тяжелый труд, и то, что вещи могут ломаться, и что их, в ряде случаев можно починить. Не знаю, что играет роль, такие вот походы, или просто спокойный характер сына, но заметила, что игрушки он не ломает (имею ввиду, специально – от случайностей не застрахованы даже взрослые).

Детские площадки

Не знаю, почему большинство мамочек воспринимают походы на детские площадки как повинность, на мой взгляд, это очень хороший стимул для развития ребенка. Будь у нас возможность, я бы сама водила сына на разные площадки, но дело в том, что у нас в селе они такие, что без слез не взглянешь – какой -то пережиток советской эпохи, давно не ремонтировавшийся. На некоторых, даже опасно гулять с малышом, хотя детки постарше там играют. В свое время мы все-таки исследовали большинство площадок, но остановились на одной, которая стала любимой и популярной у многих детей и родителей нашего села, и на нее не ленятся ходить даже с дальних улиц. Эта детская площадка находится во дворе вновь построенного микрорайона. Она сделана из удобных и современных материалов и максимально учитывает разные возрастные категории. Сын там играет с удовольствием.

2016-06-29_112448

Есть у нас и еще одна  детская площадка, но ее эффект в оригинальности. Она находится во внутренней территории дорогого гостиничного комплекса, стилизованного своей архитектурой под древнерусский городок. Так вот детская площадка тоже представляет собой «древнерусский вариант» — она вся деревянная и не крашенная. И помимо всевозможных качелей, песочниц и турников, там есть небольшой городок сказок. Недостаток – до гостиничного комплекса далеко идти даже с колясками, и бесплатно туда пускают только по будням. В выходные проход для жителей села закрыт.

Представьте, какой объем информации ребенок получает даже на этих нескольких маршрутах. Причем, все непохожие, из разных областей знаний. А если мама не будет лениться рассказывать и пояснять увиденное, то польза от таких прогулок будет возрастать. Я, не стесняясь окружающих почти без умолку «работаю» диктором или как мне понравилась строка в шаблоне Татьяны Зайцевой, «мама-комментатор». Самое главное, эффект от этого колоссальный – это огромный толчок для развития речи ребенка! В свои 2,5 года Саша хорошо говорит предложениями, строит их сам, видит и подмечает логику вещей, последовательность событий, заучивает стихи, молитвы, интересные фразы – поговорки.

Еще одна важная деталь, которая может обогатить почти любую, даже пассивную прогулку. Это

Наблюдательность

Вы замечали, как дети могут остановиться перед чем-то значительным, или, не значительным (с вашей точки зрения) и восхищенно позвать вас: «мама, смотри!». Так вот, станьте ребенком! И подмечайте все, и как можно чаще говорите: «малыш (вставьте имя), смотри!».

Обращайте внимания на банальности, не проходите мимо интересных вещей. Мы смотрим с сыном как электрики с помощью железных «кошек» забираются на столбы чинить уличные фонари; как экскаватор роет яму на дороге; как в шиномонтаже надувают спущенную шину; как разгружают машину около магазина. Я сама останавливаюсь и обращаю внимания сына, или, если он первым что-то заметил, просит постоять и посмотреть. Мы обсуждаем, я комментирую, отвечаю на вопросы. Потом идем дальше. Кстати, для развития речи и памяти, всегда, когда приходит с работы папа, или когда идем к бабушке, прошу сына пересказать увиденное за день.

Наверное, мне повезло – любопытства мне не занимать, и я  активная «большая почемучка» до сих пор. Поэтому, увидев в кухонное окошко,  как кладут асфальт на дороге перед домом, или как  хозяин пытается наладить лопнувшую подпругу лошадиной упряжки, а конь жует траву и не хочет слушаться, я кричу сыну в комнату: «скорее смотри в окошко!». И он  бросает свои паровозики и бежит к стулу. Да, у нас перед подоконником стоит стул, на который Саша забирается и смотрит в окошко. Так он наблюдает погоду, природу, людей, находит закономерности.

У меня глаз уже на метан –  сразу реагирую на что-то новое и неординарное. Идем гулять на площадку, и по дороге встречаем девочку, выгуливающую на улице декоративного кролика.  Останавливаемся, мне даже не приходится обращать внимание сына, так как я сама увлечена.  Мне интересно, что за кролик, откуда взяли, какая порода, а вырастит и он еще. Море вопросов сыплются на хозяйку маленького животного. За разговорами упускаем  резвого малыша и дружно ловим кролика.

В другой раз в соседнем дворе обнаруживаем разбитую по всем правилам походную палатку – это девочки – подростки решили поиграть. Сюжет для рассказа нашелся сам по себе — почти все время по дороге к бабушке объясняла сыну, для чего нужны палатки, как это здорово быть туристом или участвовать в научной экспедиции. «Заразила». Вечером сын просил папу «заработать на палатку».

Я сама останавливаюсь, если что-то считаю нужным рассмотреть. Снимаю на камеру телефона купающихся в луже голубей,  слушаю пение необычной птички. Кстати, сюжеты для игр находятся сами: как правило, сын играет в то, что увидел на прогулке.  Видели пасущихся коз? -  и вот он несет ведерко «с водой» воображаемым козам, пасущимся  на ковре. Я собираюсь пройти по центру комнаты, что бы что-то взять, а на меня шикают и требуют: «иди по бордюру, тут дорогу ремонтируют».

Как выразилась одна педагог и потрясающая мама Ксения Несютина: «мне гораздо важнее всех выученных цифр и названий умение ребенка ставить перед собой задачи, искать ответы на вопросы, находить решение». Я с ней полностью согласна, но добавлю, мне также важно, когда сын сам находит сюжет для игры, и мне радостно видеть, что его воображение развивается в нужном творческом направлении.

Подытожить все написанное  могу  следующей мыслью. Если вы любите прогулки в любом качестве, то ваши дети их тоже будут любить. Если вы сами будете стремиться найти пользу в прогулках, вы ее найдете. Если вы захотите разнообразить познавательный и обучающий эффект прогулок, вы сможете это сделать, или хотя бы понять, в каком направлении нужно поработать и какая информация нужна для этого.

Татьяна Страхова, специально для deti-burg.ru

P.s. Если Вам или вашему малышу все же скучно на прогулке, то приглашаем Вас на развивающие прогулки вместе с Еленой Барышевой (логопед-дефектолог). Вы можете скачать пять сценариев прогулок совершенно бесплатно! Или сразу приобрести все развивающие прогулки здесь.



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развивающие игры":

     
 

3 ответов

  1. Check XML
    Дети 3 лет с удовольствием включаются в организованные воспитателем подвижные игры, но и в этом возрасте у них имеются значительные индивидуальные различия в проявлении двигательной активности как в самостоятельной, так и в организованной деятельности. Активность детей в подвижных играх зависит в большой мере от уровня общей и физической подготовленности, а также от степени адаптации ребенка к условиям жизни в детском саду.
    Оставить комментарий 18 Июль 2016 at 18:24
  2. GoogleEarth
    Как видите, прогулка это бесконечная возможность для обучения и развития ребенка . Можно каждый день открывать для себя и любимого малыша что-нибудь новое и интересное!
    Оставить комментарий 15 Июль 2016 at 17:00
  3. VKSaver
    Дети 3 лет с удовольствием включаются в организованные воспитателем подвижные игры, но и в этом возрасте у них имеются значительные индивидуальные различия в проявлении двигательной активности как в самостоятельной, так и в организованной деятельности. Активность детей в подвижных играх зависит в большой мере от уровня общей и физической подготовленности, а также от степени адаптации ребенка к условиям жизни в детском саду.
    Оставить комментарий 13 Июль 2016 at 21:08

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: [email protected],
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика