Развитие ребенка (5 месяцев) — 6-ой месяц первого года жизни



Развитие ребенка 5 месяцевУже скоро малышу будет полгодика! Что же он теперь умеет?

В ненасытном желании познать окружающий мир, ребенок стремится найти применение всем находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки.

С другой стороны, все, до чего он может дотянуться, попадает ему в руки, в рот, летит на пол. Эти движения приносят малышу огромную радость и удовольствие. Но не только. Со второго полугодия манипулирование предметами становится главным видом деятельности ребенка. Именно в ней происходит развитие всех сторон психики младенца. Дело в том, что действия с предметами во втором полугодии дают не только радость движения, но развивают восприятие, мышление, познавательную активность и другие важнейшие способности. И, конечно же, на протяжении этого периода совершенствуется сам характер действий с предметами.

Также кроха постоянно делает новые открытия, связанные с собственным голосом. Он замечает, что если положить в рот палец или соску, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.

Так же в поведении малыша можно заметить более разнообразные эмоциональные состояния – он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Кроме того, малыш учится общаться и с помощью лепета, уже такого разного по интонации и звуковому охвату. В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы – «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».

Теперь, повзрослев, кроха раздражается, когда не может получить то, чего хочет. Если вы отнимете у младенца игрушку, или положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будете слишком долго переодевать, то рискуете вызвать капризные крики.

Говоря о социальном развитии ребенка можно добавить, что его отношение к посторонним людям явно изменилось. Теперь малыш настораживается, когда видит «новое лицо», и, ему хоть и интересно пообщаться, тем не менее, он отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося младенца может успокоить только любящая мама, или другой близкий человек.

Если вы желаете научить ребенка простым социальным навыкам – например, не бояться незнакомцев, то поиграйте в эту несложную и очень интересную игру:

Все дело в шляпе!

Вам понадобятся разные головные уборы и детское кресло. Конечно, Вы не сможете долго разыгрывать ребенка, но ему очень понравится снимать и одевать шляпы.
Порядок действий:
1. Возьмите все разнообразные головные уборы, которые у вас есть — бейсболку, вязаную шапочку, колпак, берет, шапочку для душа, шляпу и т.п.
2. Посадите ребенка в детское кресло или на пол лицом к себе.
3. Наденьте на голову первый головной убор, сделайте смешное выражение лица и скажите малышу что-нибудь интересное, например: «Глянь-ка на меня! Я пожарный!».
4. Наклонитесь к малышу, чтобы он мог ухватиться за головной убор и снять его.
5. Повторите это действие несколько раз с одним головным убором, прежде чем надеть следующий.
Внимание! Иногда дети пугаются, если внешность людей меняется. В таком случае на мгновение наденьте шляпу и снимите ее, чтобы показать малышу, что вы все еще мама/папа. Если это не помогает, сыграйте в эту игру, когда малыш чуть-чуть подрастет. Не используйте маски — они пугают малышей такого возраста!

Комплексное развитие ребенка на 6 месяце первого года жизни

Игрушки – как средство понятия малышом причинно-следственных связей

Какие ребенку нужны игрушки?
Погремушки,
Мобили и подвески,
Пирамидки,
Сенсорные коврики,
Вкладыши,
Игрушки с сюрпризом,
Образные игрушки
Ваш ребенок будет с удовольствием играть с куклой неваляшкой. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение, станет раскачиваться из стороны в сторону и приятно звучать. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия;
Покажите малышу, как можно играть юлой. Динамично крутящийся красочный волчок непременно понравится малышу, правда управлять им он еще не сможет, но зато увидит, как это делает мама!
Катайте машинки, мячики, с горки или без. Подкидывайте воздушный шарик, ребенок с удовольствием посмотрит за его неспешным полетом.

Как играть?

В возрасте шести месяцев детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, наблюдать, а может даже и осваивать действия и манипуляции с ними.

Только с Вашей помощью возможности младенца могут существенно расшириться: Вам необходимо демонстрировать различные предметы и новые способы действия с ними. Например, Вы показываете, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить, вкладыши вкладывать один в другой и пр. Пусть, в свои шесть месяцев кроха ребенок просто наблюдает за Вами, поверьте, эти «презентации» не пройдут зря! Со временем, Ваш малыш обязательно этими навыками и перейдет к специфическим действиям с предметами, для которых уже сейчас нужны самые разные игрушки. Только Вам не следует его торопить и подстегивать, такие навыки даже самые развитые детки осваивают только к концу первого года жизни.

Практический совет: Храните игрушки ребенка в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.

Развиваем координацию движений

Ваша задача регулярно стимулировать у малыша желание перекладывать игрушку или любой предмет из одной руки в другую, а так же отдавать ее по просьбе взрослого. В одной из предыдущих статей по развитию ребенка мы уже описывали игру «Веселый мячик».

Игра «Веселый мячик»

Для игры потребуется небольшой красочный мячик. Исходное положение малыша — лежа на животе. Протяните крохе шарик, и после того, как он возьмет его, начните читать потешку:

«Вот такой веселый мяч!» — Слегка сожмите ручку ребенка с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь!» — Не сильно потяните за мячик, так чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.
«Так и просится играть!» — Подергайте игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.
«Трудно будет удержать!» — Направьте мячик к другой руке малыша, так, что бы он смог сам, или с Вашей помощью перехватить мячик другой рукой.
«Мячик прыгал и скакал,
Снова в ручки к нам попал!» — Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка. В продолжение игры – меняйте руки малыша, чередуя перекладывание то в левую, то в правую руку.

2-ой вариант игры: изменим окончание потешки:

«Мячик прыгал и скакал,
В руки к мамочке попал!» — мягко выхватив игрушку, своими действиями побуждаем малыша отдать мячик Вам.

Усложняем игру: меняйте предметы, которыми вы играете с крохой, соответственно меняя их названия в потешке: «Веселый зайчик», «Веселый кубик» и так далее.

Организуйте различные «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Игра – Убегающая игрушка

Так же, для развития точности движений полезны игры, в которых взрослый меняет положение предмета, а малыш ищет его и пытается схватить, меняя при этом направление движений. Покажите ребенку новую игрушку с близкого расстояния, потом отодвиньте ее на расстояние вытянутой руки, пусть он потянется и попытается схватить игрушку, и сразу отодвиньте ее в сторону. Передвигайте предмет на глазах малыша то вправо, то влево, а он будет пытаться схватить убегающую игрушку (разумеется, его попытки не должны продолжаться слишком долго).

Развиваем тактильные (сенсорные) ощущения и мелкую моторику

… А заодно – расширяем мировоззрение юного первооткрывателя об окружающей его среде. Обеспечьте малыша возможностью получать разнообразные ощущения от прикосновений. Пусть он трогает предметы разной температуры (кубик льда или только что еще горячее яйцо), текстуры, жидкости и сыпучие вещества.

Экскурсия по дому

Развивайте ручки малыша – проводите его ладошкой по разным предметам, когда Вы ходите с ним на руках по дому. Называйте ощущения, которые малыш испытывает и действия, которые вы производите.
Например: поводите его рукой по гладкой поверхности холодильника, приговаривая «Это холодильник, давай его потрогаем! Холодильник гладкий и холодный». Затем можно потрогать диван: «Давай потрогаем диван! Диван шершавый, теплый», «А это мягкая бабушкина шаль», «Это щетка, она колючая».

Домашняя песочница

Очень полезно для ребенка брать в руки, щупать и пересыпать сыпучий материал, например крупы, муку, фасоль, горох и так далее. Устройте ему небольшую домашнюю песочницу! Единственная проблема – ребенок будет тянуть все это в рот, и чтобы малыш не наелся всего вышеперечисленного, на первых порах используйте поваренную соль! Попробовав ее на вкус, он вряд ли уже возьмет ее в рот во второй раз. А в дальнейшем вполне вероятно, что этот опыт обращения с материалом перенесется и на остальные виды круп, песок в песочнице и прочее.

Развиваем и совершенствуем захват

Сначала появляется противопоставление большого пальца всем остальным. Постепенно расположение пальцев будет все больше зависеть от того, какой предмет берет ребенок: мячик или шарик берется растопыренными пальцами, палочка – всей ладошкой, шнурок – кончиками пальцев и пр. Таким образом, с помощью взрослого, постепенно возникает координация руки и глаза, которая является основой всех человеческих действий и движений.

Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Речь

• Посадите малыша в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. При этом, когда качели приближаются к Вам, скажите: «Привет!», а когда отдаляются — «Пока!». Либо же поднимайте и опускайте ребенка на руках, держа его подмышки, сопровождая эти действия словами: «Вверх! Вниз!». Пока не нужно усложнять эти простые фразы. Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадывается, что вы употребляете два разных слова. А через некоторое время откроет для себя, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.
• Когда ребенок начнет лепетать, произносить разнообразные звуки и слоги — повторяйте их вслед за ним. При этом, произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Музыка

Негромко включайте малышу классическую приятную музыку, а также знакомые всем нам с детства мелодии из детских мультфильмов. Хорошо, если у Вас есть инструментальная музыка со звуками природы и голосами животных.

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь.

Познаем мир

Помогите ребенку познать себя и свое окружение – все вещи «своими именами»

В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела — глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Так же можно заниматься и с названиями любых других предметов в доме. Не надо «сюсюкаться» с ребенком, необходимо называть все вещи своими именами. Научить малыша упрощенным словам, «переделанным на детский лад» — просто, гораздо больше потом уйдет времени, сил и нервов, и Ваших, и ребенка – не его переучивание под требования правильной разговорной речи.

Играем в ванной (ребенок познает свое тело)

Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если Вы поддержите малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока Вы его вытираете, он обнаружит у себя пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.

Читаем ребенкуПервая книга.

Общение с книгой восполняет для ребенка потребность в новой информации, дает малышу новые впечатления. Благодаря книге малыш может увидеть окружающий мир, который гораздо больше Вашей квартиры или парка, где Вы гуляете с ребенком! Чтение книги – это огромный шаг в развитии образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения малыша.

 О развивающем видео, методиках и проч...

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется. Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов. Об этом читайте в статье «Можно ли малышу смотреть телевизор.»

Источник: http://u-sovenka.ru

С уважением, Светлана!


Создание сайтов под ключ

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!





Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Развитие ребенка от 0 до 3 лет":

     
 

1 ответ

  1. Игорь
    Очень интересная информация, нужно будет своим рассказать. Спасибо и за подсказку тоже. Успехов!
    Оставить комментарий 5 Февраль 2012 at 15:33

Оставить комментарий

  • Рубрики сайта

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    e-mail: [email protected],
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика