Зона ближайшего развития и пособия на вырост




 

Сегодня я продолжу рассказ о том, как накапливался мой опыт благодаря наблюдениям, а также предложу поразмышлять на тему развития ребенка.

зона ближайшего развития

На мой взгляд, многие проблемы любой системы раннего развития возникают именно в отсутствии наблюдательности за собственными детьми и непонимания, что конкретно им нужно. Но чтобы  между мной и читателями не возникло непонимания, сразу уточню свои критерии. Я сторонник активного вовлечения  ребенка в процесс творчества и занятий но, через интерес. Никогда не настаиваю, если у малыша нет желания. Иногда у нас несколько дней подряд проходят в ничегонеделание (точнее, сын один или со мной просто играет в свои обычные игрушки без каких-то творческих и познавательных занятий). Еще, нам интересен процесс, а результат меня не интересует. Почему? А все очень просто, я и так вижу огромные результаты от наших занятий, это происходит само собой. Например,  у нас нет цели — выучить к 3 годам цифры, зато активно развивается ассоциативное мышление у ребенка. Так что даже нет нужды ставить амбициозных  целей и штурмовать горы, только потому, что сейчас общество сходит с ума на почве раннего развития.

Но чтобы понять, что интересно малышу предлагать надо многое и разное. Может статься, что книжка по возрасту его не заинтересует, а пособие на вырост вызовет не поддельный интерес. А после болезни, которые, как говорят психологи и педиатры в буквальном смысле откидывают ребенка назад в его стремлении к развитию (испытала на себе), ребенок может потерять всякий интерес к новому. У меня такие случаи были -  малыш доставал из уголков самые первые свои книжки, малышовые, и рассматривал их, и просил смотреть вместе с ним. В такие моменты было бесполезно не то что бы новую тему начинать, даже повторение было не в почете.


Но болезни, это лишь мимолетные огорчения, поэтому предлагаю поговорить о приятном – о зоне ближайшего развития. Наверное, ученые педагоги этот термин объяснят лучше, а  мне лишь остается привести жизненные примеры, как это происходило в действительности в нашей семье.

Когда Саше было 1,6 года, я как раз увлеклась поиском интересных пособий для детей. Но так, как пособия совсем для маленьких были очень глупенькими, и, как мне показалось рассчитанными на кратковременный промежуток, а мой кошелек был весьма скуден, искала я то, что могло послужить подольше. А это были пособия на вырост. Так и  нашла в магазине целую серию из 4 книжечек для дошколят про опыты (опыты с водой, воздухом, природными материалами, бумагой). Принесла домой и хотела убрать, когда сын выпросил их посмотреть. А надо сказать, что он у меня тогда еще даже не говорил. Но как же он меня удивил, когда смог сам, на свой лад, «позаниматься». Что же это были за занятия?

1. На картинке с мячами было нарисовано несколько мячей разной величины и раскраски, и так совпало, что почти все они у нас были. Так что сделал Саша. Внимательно изучив картинку, он взял и принес каждый из мячей к дивану, и, показывая мне на них, потом тыкал пальчиком в книжку. Сомнений быть не могло – он выстроил свою связь между нарисованными и настоящими предметами.

2. На другой картинке был изображен мальчик в кепке с козырьком – сын принес мне свою и папину кепки с козырьками.

3. В то же время, мы сходили на прогулку в парк, где набрали шишек. Так каково же было мое удивление, когда по возвращению сын самостоятельно разыскал книгу со стишком про Мишку косолапого, высыпал рядом с ней шишки, да еще и мишку игрушечного посадил рядом.

После этого мое мнение о возрастных рамках изменилось. Перестав их придерживаться, ориентировалась на интерес или равнодушие сына к предложенной книге или теме.

Сейчас, когда мой сын хорошо говорит, и обожает книги, мы многое читаем чуть с опережением. А недавно нам подарили книги Георгия Юдина. Это художник иллюстратор, который написал для собственных детей пособия по математике и чтению.  У нас есть 2 книги: «Заниматика для самых маленьких», «Заниматика для первоклашек». Первая рассчитана как раз на Сашин возраст, а вторая на детей 6-7 лет. Но в первой практически нет текста, и сын,  полистав ее, теряет интерес, а вторую просит читать, хотя понятия там обсуждаемые  для него еще не доступны.  Но и здесь, мы находим варианты для занятий. Обсуждаем картинки (текст он не всегда понимает, а вот некоторые задания выполняет легко), и даже, находим ассоциативные связи. Буквально недавно мой малыш меня снова удивил. Попросил объяснить ему картинку с нарисованным водолазом (задание там, кстати, было на понятия «под» и «над», а не о самих водолазах). Видимо, не понимая до конца моих объяснений, он все-таки силился как-то разрешить для себя загадку с водолазом и разрешил!

— Мама! А водолаз дышит через этот шланг, как я в ингалятор?

Я была потрясена точностью сравнения!

Вот примерно так и работает зона ближайшего развития в деле. Так что, не бойтесь показывать малышам какие-то пособия на вырост. Если им действительно рано, вы и не сможете навязать, а если дети найдут способ переосмыслить задание как-то по-своему, вы узнаете что-то новое о своем ребенке!

И напоследок хочу добавить несколько слов о книге Георгия Юдина «Заниматика для первоклашек». Это очень интересная книга по математике. В ней, в доступной форме, обязательно в сказочной истории рассказывается о таких сложных понятиях, как время, пространство, величины, и даже теория относительности! Для детей 6-7 лет, а может даже и раньше это очень полезная вещь! Например, я обдумываю, как упростить некоторые темы под сына, и если придумаю, то планирую вернуться к ним через полгода-год.

Задание на сегодня. Определите свою зону ближайшего развития. Вспомните пример, когда вот так, книгу или пособие  на вырост ребенок понимал по-своему и вполне удачно использовал, адаптируя под себя.

P.s. То, что я вам предлагаю, не свод готовых советов и заданий, хотя последние и будут присутствовать.  Это мой опыт, как и где, искать идеи, как синтезировать совершено разные вещи для получения заданного результата, как на примере чьего-то опыта повторить подобное но, в другой теме. Приглашаю вас в школу для мам «СССР» (Строим свою систему развития).

Чтобы понять, что я предлагаю и посмотреть на уроки школы изнутри, мы проведем открытую неделю «В стране Геометрике», которая пройдет с 21 по 25 ноября только для зарегистрированных пользователей.

>>>Зарегистрироваться для бесплатного участия<<<

Татьяна Страхова, специально для deti-burg.ru



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Методики развития":

     
 

Нет комментариев

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика