Мой фундамент, или 4 составляющих, на которые я обращаю внимания при выборе и составлении занятий




 

 С тех пор, когда я всерьез решила выстраивать свою индивидуальную систему развития, с интересом  стала анализировать обилие материалов, которые скачала в интернете. И очень скоро поняла, что много в них шаблонности. Причем, то же касается и печатных изданий. Если для детей постарше еще есть выбор, то младшеньким, предлагают все те же лабиринты, проводилки, «продолжи ряд», «подбери тень». Имея в запасе всего парочку «разных» вариантов таких заданий, можно спокойно составлять тематические недельки любой маме, лишь переклеивая картинки на всех пособиях, в зависимости от нужды.

Мой фундамент, или 4 составляющих, на которые я обращаю внимания при выборе и составлении занятий

Мы живем в очень динамичное время, и, на мой взгляд, заслуживают внимания те интернет проекты, где авторы если и придерживаются вышеупомянутых шаблонов, то частично, предлагая наряду с ними каждый раз что то новое. Тренеры, которые гибки и постоянно учатся, всегда работают с опережением, как раз на ту самую зону ближайшего развития. Но это, как говорится, мнение субъективное и выбор каждого. А вот ту схему, которую  для себя вывел, я вам расскажу.

1. Первое, и, на мой взгляд, самое важное для малышей 2-4 лет — это связь между понятиями и предметами и родство между существами. Вы когда-нибудь слышали, как маленькие детки очень часто делят мир по принципу семьи, и часто даже не одушевленным предметам, например, машинкам (не говоря уже о кошечках, собаках и другой живности), ищут «мам» и «пап». Ответ что вот этот предмет или существо само по себе не устраивает. А я подозреваю, что и не укладывается в маленькой головке на этом этапе развития. Связи, разные по характеру, ищутся везде и всюду. Если увиденное в реальности подтверждает услышанную сказку, ребенок потрясен и воодушевлен; если какой-то ряд предметов можно сложить в «семью», это усваивается гораздо быстрее. А если из одной темы, можно плавно перейти к изучению другой, то тут в ребенке будет зарождаться понимания взаимосвязанности всего и вся и в мире вообще. То, что подспудно дети чувствуют лучше нас, потому и подтверждение практикой их так вдохновляет. Именно поэтому, очень часто детки быстро теряют интерес к вырванным из контекста темам, или быстро их забывают. А как в принципе, может работать связь между понятиями, я вам расскажу на примере книжки «Обнимашек и поцелуи». Эту книгу читали и обыгрывали на сказочной неделе, на этом сайте буквально недавно. Одним из заданий было рассмотреть карточки с породами собак и найти там  щенка Обнимашека.


И, так, связь № 1. Ребенок, сравнивая художественную иллюстрацию и реальную фотографию, видит, что такие щенки существуют на самом деле. Что далее может сделать любознательный родитель? — Найти сказки про другие породы, например «101 далматинец». Возможно, подобный подход пробудет интерес к изучению пород собак, и можно будет поиграть в кинолога, а заодно и узнать какие породы собак существуют. А все породы делятся на 2 больших категории: декоративные и служебные. И если взять к изучению вторую группу собак, то можно получить и развить связь № 2 – профессии людей (овчарок используют среди пограничников и в полицейских отделах, колли – хорошие пастухи, ньюфаундленды – водолазы, лабрадоры – поводыри и т.д.).

Или взять другую книгу с той  же сказочной недельки, про гуся и гусеничку. Оба героя вылупились из яиц. Связь № 1 – вопрос, а кто еще вылупляется из яиц? Задавшись этим вопросом, можно почитать интересную книгу  детской писательницы Тамары Крюковой – «Динозаврик ищет маму». Там малыш Динозаврик в поисках мамы узнает, что из яиц вылупляются птицы, крокодилы, черепахи, ящерицы. Кроме того, в книге описаны интересные факты из жизни животных (например, я узнала, что оказывается зебры «нанимают» себе в сторожа …страусов!). Из книги можно вывести несколько тем для изучений. Но вернемся к  гусеничке и гусю. Что еще у них общего? – Они оба летают! И вот вам связь № 2 и еще одна ветка для множества тем, которые можно вывести как в мир природы, так и в мир человеческих изобретений. И заметьте, я упомянула только связи, а ведь еще есть сами занятия, которые можно провести бесконечным числом способов.

2. Второе, на что следует обратить внимание, это развитие разных видов мышления: ассоциативного, логического, и эта как раз зона «100 000 почему?». Но не стоит делать из ребенка формальную энциклопедию, отвечая на каждый его вопрос без задержки. Дайте возможность найти ответы на вопросы, которые малышу по плечу, (или находятся в ближайшей зоне развития), ему самому. Или вместе займитесь рением задачи, методов проверки разных способов и ответов на жизнестойкость. Здесь самое главное привить вкус к науке, к исследованиям, к изучению и учению, а не наполнить до краев информацией. Самые главные мамины помощники здесь: всевозможные энциклопедии по возрасту, познавательные журналы, доступные опыты и эксперименты (и сайты, посвященные им) и …. Мамино самообразование!

3. Творчество. Для меня творчество не способ занять ребенка интересным занятием, это развитие творческого мышления. Того самого, которого сейчас дефицит, и без которого мир бы стал беднее. Потому что творческий подход, это не только креатив, это и искусство, и понимание красоты, и желание творить красоту! Это и развитие талантов, которые от природы даны каждому из нас. И мне часто становится грустно, когда в описаниях творческих заданий делается акцент на тактильный эффект. Тактильного и сенсорного у нормального здорового малыша 2,5 -4 лет с избытком и дома и на улице, потому что в этом возрасте дети просто живут ощущениями. И лишив их, например, творческих занятий, в этом  плане  вы не потеряете ничего. А вот понимание «прекрасного» у него будет скудным.

4. Конструирование. На первый взгляд, здесь есть связь с творчеством, но очень опосредованная, примерно такая же, как и во всем остальном (во всех областях жизни хоть немного, а творчество присутствует). Но в целом это отдельное направление, которое и мышление развивает специфическое и…навык труда дает. Когда ребенок строит, то проникается чувством созидания, пониманием того, сколько на это затрачивается труда и времени, и ему уже меньше хочется ломать. Разбирать, пытаясь понять суть вещи, да (с последующим собиранием, если такая возможность имеется), а беспричинно крушить – нет. Например, у нас имеется несколько видов конструкторов, разных по размеру, материалам и способам сборки. Мне кажется, это многофункциональная игрушка на вырост. Кроме того, с помощью нее можно разнообразить любые занятия. Есть такие интернет тренеры, которые умудряются со своими детьми обыгрывать в конструктор-лего совершено любую тему! И это заслуживает внимания.

Задание на сегодня. Если у вас сформирован фундамент, на котором вы строите свою систему занятий, поделитесь с нами в комментариях. Если вы не задумывались еще о структурировании занятий со своим ребенком, приходите в нашу школу творческих мам, и мы вместе пройдем этот путь.

Татьяна Страхова, специально для deti-burg.ru



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Методики развития":

     
 

Нет комментариев

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях