Маленький хозяин




 

как научить ребенка помогать по домуВ любом классе, работающем  в рамках методики Монтессори, вы встретите зону упражнений практической жизни.  Здесь дети могут накрывать на стол, готовить простые блюда, стирать, гладить, чистить обувь, мыть столы и т.п. Одним словом, малыши могут просто жить обычной жизнью маленького хозяина своего собственного дома. И детям это очень важно – самостоятельно выполнять действия реальной жизни, а не просто подражать  маме и папе, используя пластиковые игрушки. О том, как развивать самостоятельность в ребенке читайте здесь.

Подобная деятельность позволяет ребенку:

    • Жить в реальном мире и развиваться в соответствии с естественными законами жизни. Согласно методике Монтессори ребенку для нормального развития необходимо как можно больше времени проводить за самостоятельным выполнением настоящих дел. Это правило очень, и очень часто нарушается в современном мире. Оглянитесь – и вы увидите сотни детей, живущих в сказочных мирах компьютерных игр и мультфильмов. И очень часто такие малыши не умеют себя обслужить, общаться со сверстниками. Вырастая, дети не могут справиться с трудностями обычной жизни и прячутся в мир фантазий.


  • Устанавливать более крепкую привязанность с родителями. Работа по дому дает ребенку возможность чувствовать себя похожим на маму или папу, больше проводить времени с родителями, а значит быть ближе с ними. Более того, в подобных занятиях малыш является полноправным участником, а не потребителем услуг, царьком вокруг, которого движется вся жизнь семьи.
  • Нести ответственность за свои поступки. Ты что-то пролил? Вытри. Просыпал — подмети. Испачкал – постирай. Сначала мама будет помогать, потом сам. И дальше малыш переносит принцип «Сам принимаю решение, совершаю поступок и несу ответственность за его последствия» во взрослую жизнь.
  • Работа по дому развивает моторику, координацию движений, концентрацию внимания, память. Например, ребенку очень непросто замести мусор в совок. Это требует от него максимальной концентрации внимания, скоординированной работы обеих рук. И нужно ведь еще мусор аккуратно в ведро высыпать, и вспомнить куда совок и щетку положить.
  • Сформировать любовь к труду. Работа по дому может и приносит многим людям радость. И дать возможность понять это — одна из задач родителей.

Что ребенок может делать по дому и как его этому научить

Значит ли это, что мы должны взвалить всю работу по дому на плечи ребенка? Конечно, нет! Достаточно будет позволить ему принимать участие в делах мамы (по мере сил) — помыть квадратный метр пола маленькой тряпочкой, замести мусор в совок, помыть свою чашку. Ориентируйтесь по возможностям и желанию крохи. Пусть у него будут свои, удобные по руке щетка и совок, тряпочка и ведерко, губка для посуды. И все это должно быть расположено так, чтобы в любой момент ребенок мог взять все необходимое. Конечно же, всем бытовым делам маме придется малыша научить. Напомню принципы, которые помогут сделать процесс обучения проще:

Своевременность. Старайтесь, чтобы задача была малышу по силам, и ориентируйтесь на его стремление подражать вам или быть независимым.

Последовательность. Если вы вменили ребенку в обязанности мыть чашку, то пусть и дальше он ее моет сам.

Постепенность. Все чему учите сначала делайте сами, потом вместе с ребенком, и только потом он может сделать это сам. Показывайте все действия медленно, поэтапно.

Обучайте в игре. Например, можно сопровождать готовку стишками.

Хвалите. Хвалите за старание! Старайтесь искренне радоваться любому успеху малыша.

Берегите отношения! Не превращайте обучение каким-либо навыкам в  бой. Ситуация стресса вредна для отношений и усвоения информации.

Приведу пример, как может выглядеть  обучение простейшей сервировки стола к чаю. Данное упражнение можно предлагать ребенку в возрасте от 2-х лет.

Нам понадобиться:  Корзинка с салфеткой  с метками, чайник, чашка с блюдцем. Салфетка с метками представляет собой прямоугольник из ткани или бумаги с двумя нарисованными на нем кругами (больше  и меньше) – метками. Круг чуть побольше – метка для чайника (радиус круга соответствует  основанию чайника), круг меньше – метка для блюдца с чашкой (радиус соответствует основанию блюдца). Салфетку  можно сшить самостоятельно, метки вышить  или даже нарисовать краской по ткани. Образец подобной салфетки (но для обеда) на фото.

Корзинка должна стоять так, чтобы малыш ее мог сам взять и поставить на стол.

  1. Взрослый говорит: «Я покажу тебе, как сервировать стол. Возьми корзиночку и поставь ее на этот стол».
  2. Ребенок берет корзинку, ставит ее на стол.
  3. Взрослый просит малыша разложить салфетку на столе (предполагается, что малыш это уже умеет. Если не умеет – показываем, как это делать).
  4. Ребенок раскладывает салфетку с метками на столе перед собой.
  5. Взрослый говорит: «Сначала я буду сервировать, а потом ты».
  6. Взрослый достает блюдце, обводит метку на салфетке, обводит низ блюдца по кругу. Ставит блюдце на салфетку. То есть показывает, что блюдце нужно совместить с конкретной меткой. Потом аналогично достает и ставит чайник. Затем чашку.
  7. Взрослый говорит: «Теперь я уберу со стола».
  8. Взрослый аккуратно убирает в корзинку: чайник, потом блюдце, потом чашку.
  9. Взрослый просит ребенка свернуть и убрать салфетку
  10. Ребенок сворачивает и убирает салфетку в корзинку.
  11. Взрослый предлагает ребенку самому сервировать стол.

Безусловно, вы можете показывать то или иное действие так, как удобно вам, но опыт показывает что лучше, если вы:

— показываете медленно.

— разделите показ на конкретные логичные шаги. Возможно, показать нужно будет ни один раз и желательно, чтобы вы делали это одинаково, чтобы не путать ребенка.

— позволите ребенку сделать самому, то что он уже умеет. В данном примере малыш берет и ставит корзинку, достает и сворачивает салфетку.

— будете немногословны. Взрослый либо говорит, либо действует, что упрощает восприятие информации ребенком.

Немножко практики и любая мама с лёгкостью сможет научить малыша всему, что необходимо ее ребенку для полноценной и радостной жизни!

С уважением, Светлана



style="display:inline-block;width:320px;height:100px"
data-ad-client="ca-pub-5408867481523309"
data-ad-slot="4039487537">

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!



Хотите получать новые статьи себе на почту? Тогда подпишитесь на обновления сайта!

В подарок Вы получите мою книгу «Первые поделки малыша» БЕСПЛАТНО!

Из книги Вы узнаете, как проводить творческие и развивающие занятия с детьми в возрасте от 1,5 до 5 лет.

Первые поделки малыша


 

Другие записи из категории "Методика Монтессори":

     
 

6 ответов

  1. Андрей
    Очень хорошая статья, спасибо! Пример классный мне понравился жене покажу будет обучать своих :)
    Оставить комментарий 6 Ноябрь 2014 at 15:35
  2. Галина
    Желание трудиться, ответственность - пожалуй, самое важное, что нужно воспитывать в ребенке. И важно обставлять это дело интересно.
    Оставить комментарий 4 Ноябрь 2014 at 20:21
  3. Елена
    Помню свою бабушку, как она интересно нас внуков приобщала к домашнему труду! Наверное поэтому из нас получились хорошие хозяйки!
    Оставить комментарий 27 Октябрь 2014 at 22:11
  4. Юлия Богобоящая
    Спасибо за такие интересные способы вовлечь ребенка в домашние дела. Доченька мне помогает с удовольствием, а теперь думаю, ей будет ещё интересней!
    Оставить комментарий 26 Октябрь 2014 at 3:08
  5. Ирина
    Светлана, давно не была у вас в гостях. Тут такое обновление. Поздравляю... А приучать ребенка к порядку и всем делам дома надо обязательно. Главное здесь мудрость наша и терпение....
    Оставить комментарий 24 Октябрь 2014 at 9:21

Оставить комментарий

  • Все права защищены. Растем и развиваемся вместе с мамой © 2011-2015. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено. Автор: Иванова С.В.,
    тел.: +79028717315,
    e-mail: detiburg@deti-burg.ru,
    WMID: 402165454834. Политика Конфиденциальности. Правила и условия
  • Мы в соц.сетях

  • Яндекс.Метрика