По мнению Марии Монтессори нет ничего более естественного для ребенка, чем стремление жить в мире настоящих, а не игрушечных вещей, и заниматься реальной конструктивной деятельностью. Одним из вариантов такой деятельности является приготовление пищи. В любом классе, работающем по методике Монтессори, вы встретите зону практической жизни, где обязательно найдутся упражнения связанные с готовкой. Да и многие мамы замечают у детей страстный интерес к «кухонной жизни». Так отчего бы не удовлетворить естественную потребность малыша в полезных занятиях и не приготовить дома с ним что-нибудь вкусненькое? К тому же любой маме по силам превратить простое приготовление еды в увлекательное и ненавязчивое развивающее занятие.
В чем же польза готовки с ребенком?
- Прежде всего, это общая деятельность, которая сближает, помогает установить контакт между мамой и ребенком.
- Подобные совместные дела способствуют формированию партнерских отношений с малышом. В данной ситуации не мама обслуживает нужды ребенка, а сам ребенок является полноправным участником настоящего дела.
- Приготовление еды позволяет развить мелкую и крупную моторику рук, координацию движений, память.
- В процессе готовки можно пополнять словарный запас ребенка, расширять кругозор, описывая ингредиенты, свои действия и т.п.
- Формирует самостоятельность, уверенность в собственных силах, знание своих возможностей и их границ.
- Учит малыша тому, что работа – это интересно!
- Дает маме возможность не метаться между ребенком и плитой, а спокойно приготовить что-то простое и провести время с крохой за приятным занятием.
Для того, чтобы приготовление еды прошло гладко стоит придерживаться некоторых правил:
- Сохраняйте спокойствие и положительный настрой! Примите тот факт, что, скорее всего, готовка с ребенком займет больше времени, чем обычно. Плюс беспорядок, криво порезанный огурец, комки в тесте и прочие побочные эффекты. Решите, какова ваша цель – приготовить быстро, идеально или побыть с ребенком, научить его чему-то, порадоваться общим успехам? И еще – не начинайте готовить с ребенком, если вы устали, нервы на пределе. Вероятнее всего приятная затея перерастет в неприятный инцидент.
- Продумайте, что уже может делать ребенок, а что будете делать вы.
Например, малыш уже в полтора года может кинуть изюм в тесто, мешать что-то ложкой вместе с мамой. В три года многие дети могут порезать овощи (можно отварные ножом для масла), положить пару ложек сметаны в салат из банки, перемешать. Но если вы доверили малышу выполнять что-то, не одергивайте и не критикуйте. Если видите, что что-то он делает неправильно, возьмите на заметку и покажите, как делать это правильно при удобном случае. Ни в коем случае не ругайте за ошибки, это может привести к отказу ребенка от деятельности.
- Безопасность. Начните готовку с ребенком, используя сначала глубокую небьющуюся посуду, тупые ножи. И позже, по мере освоения навыка, переходите к «опасным» предметам. Имейте под рукой влажные салфетки, полотенце, аптечку. Присматривайте за ребенком. Если Вы чувствуете страх за здоровье ребенка, то лучше вообще не давать острых, бьющихся предметов, чем бесконечно волноваться и одергивать малыша.
- Подготовьте все заранее. Удобно заранее приготовить всю посуду, рабочее место. Не выкладывайте все сразу перед ребенком. Пусть на столе перед ним будет только то, что нужно в данный момент, это позволит уменьшить возможный хаос. Если ребенок маленький, то все жидкости, сыпучие продукты давайте ему в уже нужном объеме. Помните – дети очень любят выливать, высыпать, использовать все, что есть в упаковке. Вылить весь пакет молока, высыпать всю банку муки и т.п. Просто отлейте стакан молока, и пусть он стакан выльет в миску.
- Продумайте, что и как вы расскажете ребенку. Здесь важно соблюсти меру и не говорить слишком много – ребенку часто тяжело и слушать и работать руками. Например, показывая, как резать, лучше сказать лишь несколько слов — беру, режу, отрезала. Вводя понятие, следите, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на той веще о, которой вы говорите, а лучше, что бы этот предмет был у него в руках. То есть, если мы учим фрукты, то название говорим, когда фрукт в руках у ребенка. Если вкусы – то говорим «сладкий», когда кусок яблока у него во рту. Чем старше ребенок, тем более сложные вещи вы можете рассказывать. Даже трехлетнему уже можно достать семя из груши и рассказать доступным языком о цикле роста растений.
Готовим с ребенком омлет в духовке
Опишу то, как мы с дочерью готовим, на примере омлета в духовке. Рецепт самый простой: 4 яйца, полстакана молока, щепотка соли.
Ставлю перед ней металлическую миску, проговаривала «миска». Даю венчик проговаривю «это венчик», когда предмет находился у нее в руках. Так я проговариваю названия всех предметов и действия (это и есть расширение словарного запаса), когда они оказываются в ее ручках. Сама достаю упаковку яиц и ее открываю. Дочь подает мне по одному яйцу, я разбиваю его ножом и передаю ей, и мы вместе (рука в руке) разламываем скорлупу и выливаем яйцо в миску.
Как только с яйцами покончено я убираю со стола все лишнее. Дочка в это время перемешивает яйца венчиком.
Затем я наливаю в пластиковый мерный стакан молоко, дочь переливает в миску и мешает. Подаю чашечку с солью, ребенок солит. Смазываю форму для выпечки, а дочка переливает смесь в форму. Все эти манипуляции с предметами развивают моторику. Отправляю омлет в духовку. Конечно, бывает и скорлупа в яйцах и мытье рук в миске. Просто вылавливаю скорлупу и вытираю ребенку руки со словами: «Мешаем венчиком». По окончании готовки убираем последствия вместе. Обязательная уборка после завершения интересного дела дисциплинирует ребенка, учит уважать порядок.
Все же самое главное при приготовлении еды вместе с малышом – это получать удовольствие! Чтобы вы ни готовили, как бы все не прошло лучшим результатом будет ваше общее хорошее настроение.
С уважением, Светлана Иванова
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
4 ответов
Оставить комментарий